ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-125 от 15.06.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-125 судья Петренко Р.Е.

РЕШЕНИЕ

15 июня 2017 года <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 21 марта 2017 года, принятому по результатам рассмотрения жалобы на данные постановления,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору было вынесено постановление, которым ФИО1 была признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, ФИО1 обратилась с жалобами в Центральный районный суд г.Тулы.

Определением судьи Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ жалобы ФИО1, на указанные выше постановления должностного лица, объединены в одно производство.

Решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 21 марта 2017 года постановления главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, изменены.

Исключено из постановления главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, указание о нарушении ФИО1 п.20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Исключено из постановления главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, указание о нарушении ФИО1 п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Назначено ФИО1 за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей.

В остальной части постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, оставлены без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО1 просит постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 21 марта 2016 года, отменить, прекратив производство по делу, поскольку она не является субъектом указанных административных правонарушений.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, возражения главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору ФИО2 и старшего помощника прокурора Центрального района г.Тулы Алексеева Д.О., показания свидетеля А. обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч.1 ст.20.4 КоАП РФ).

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несутлица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте (п.4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390).

Как установлено должностным лицом, судьей районного суда и следует из материалов дела: ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г.Тулы и начальником ОНД г.Тулы по Центральному району г.Тулы в помещениях ГКУ «<данные изъяты>», расположенных по адресу: <адрес> установлены нарушения в области пожарной безопасности, предусмотренные п.22, 57, п.42-в, 36-б Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390, которые выразились в следующем: в не организации проведения работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями в помещениях архивов; в непроведении перекатки пожарных рукавов пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода на новую скатку; в допущении эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями) на лестничной клетке, предусмотренные конструкцией светильника в помещении над лестничной клеткой; в допущении загромождения путей эвакуации на 2-м этаже горючими материалами (шкафом), совершенные должностным лицом ответственным за противопожарное состояние объектов здания ГКУ «<данные изъяты>» ФИО1, являющуюся начальником <данные изъяты>.

В подтверждение указанных обстоятельств должностным лицом и судьей районного суда приняты следующие доказательства: постановление и.о.прокурора Центрального района г.Тулы о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ; постановление и.о.прокурора Центрального района г.Тулы о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ; постановление и.о.прокурора Центрального района г.Тулы о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ; приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» ГКУ «<данные изъяты>»; акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ копию свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождении ГКУ «<данные изъяты>»; копию свидетельства о государственной регистрации права в отношении административного здания по адресу: <адрес> Устав ГКУ «<данные изъяты>».

Оценив содержание приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» ГКУ «<данные изъяты>» о назначении ФИО1 ответственной за пожарную безопасность в здании , расположенном по адресу: <адрес>, должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу, что она, является субъектом административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Судья областного суда находит указанный вывод должностного лица и судьи районного суда не основанным на законе.

Санкции частей 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ дифференцируют административное наказание в зависимости от субъекта, совершившего административное правонарушение, а именно: гражданин, должностное лицо, юридическое лицо.

В силу ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ч.3 ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Положения ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ разграничивают лиц, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности и должностных лиц, как субъектов, ответственных за пожарную безопасность, при этом в отношении последней категории оговорены пределы их ответственности-их компетенция.

Согласно примечания к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Как следует из положений ст.2.4 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности в качестве должностного лица, субъект должен выполнять в организации организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Под организационно-распорядительными функциями понимают полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

В качестве административно-хозяйственных функций рассматривают полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием.

Из содержания должностной инструкции начальника отдела обеспечения сохранности документов новейшего времени ГКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ФИО1 не возлагались обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в здании расположенного по адресу: <адрес>, как и то, что ее непосредственная работа не связана с обеспечением пожарной безопасности.

Из совокупного анализа раздела 5 и п.3.4.1 Положения об отделе обеспечения сохранности документов новейшего времени ГКУ «<данные изъяты>» следует, что его начальник ФИО1 обеспечивает соблюдение правил пожарной безопасности только в архивохранилищах отдела.

Приказ от 5 февраля 2015 года №5 «О противопожарном режиме» и должностная инструкция начальника отдела обеспечения сохранности документов новейшего времени ГКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ не содержат перечень предоставленных ФИО1 полномочий для исполнения обязанностей как лица, в установленном порядке назначенного ответственным за обеспечение пожарной безопасности в здании , расположенного по адресу: <адрес>.

Оценивая изложенное, и сопоставляя положения должностной инструкции начальника отдела обеспечения сохранности документов новейшего времени ГКУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ с содержанием инструкции о мерах пожарной безопасности в ГКУ «<данные изъяты>» и приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», судья областного суда находит, что они не позволяют отнести ФИО1 к категории должностных лиц, которые могут нести административную ответственность за указанные выше нарушения.

То есть ФИО1 не является субъектом, который может нести административную ответственность по ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, за выявленные в ходе данной проверки нарушения требований пожарной безопасности.

На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 21 марта 2016 года, в отношении ФИО1 подлежат отмене и прекращению в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, постановление главного государственного инспектора Центрального округа г.Тулы по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ, решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 21 марта 2017 года, в отношении ФИО1, отменить.

Дело об административных правонарушениях, предусмотренном ч.1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Судья