ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-125/18 от 22.07.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Зандер Л.В. Дело № 21-125/2018

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

22 июля 2019 г. город Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Гусаровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление специалиста-эксперта Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее ТО ГАДН по Псковской области) ФИО1 от 7 апреля 2019 г. № 60310006013 и решение судьи Куньинского районного суда Псковской области от 31 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО2, <данные изъяты> г. рождения, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <данные изъяты>

у с т а н о в и л :

постановлением специалиста-эксперта ТО ГАДН по Псковской области ФИО1 от 7 апреля 2019 г. ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Куньинского районного суда Псковской области от 31 мая 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО2 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, ФИО2 просит об отмене постановления должностного лица и судебного решения и прекращении производства по делу ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Указывает, что оформление накладной с нарушением требований Конвенции о международной дорожной перевозке грузов в силу ее статей 4 и 9 не отражается ни на существовании ни на действительности договора перевозки.

Одновременно, указывает, что до въезда в Российскую Федерацию им было оформлено специальное разовое разрешение, которое он представил на границе, однако таможенный инспектор отказал в его оформлении, потребовал заполнить российское разовое разрешение, что он и сделал. Оба разрешения содержат одни и те же сведения о товаре, перевозимом из Литвы в Россию, на обоих имеется отметка уполномоченного органа, заверенная печатью, в обоих отсутствует отрывной талон, что свидетельствует о том, что специальное разовое разрешение было принято к оформлению таможенным органом. Оба разрешения были предъявлены им специалисту-эксперту ТО ГАДН по Псковской области. При этом специальное разрешение было заполнено надлежащим образом.

Российское разовое разрешение было оформлено иностранным перевозчиком для целей перевозки лома легированной стали из России в гор. Клайпеду Литвы. В материалы дела представлена копия накладной от 10 апреля 2019 г., которая подтверждает вывоз лома, однако данный факт не получил оценки суда.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Представитель Северо-Восточного МУГАДН при надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, в рассмотрении жалобы также не участвовал.

Поверив материалы дела, оснований для удовлетворения данной жалобы не нахожу.

Частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление международных автомобильных перевозок с разрешениями, не соответствующими виду перевозки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о международном автомобильном сообщении, заключенным в Вильнюсе 18 ноября 1993 г., перевозки грузов между обеими странами или транзитом по их территории, за исключением перевозок, предусмотренных в статьях 7 и 8 настоящего Соглашения, осуществляются грузовыми автотранспортными средствами на основе разрешений, выдаваемых компетентными органами Договаривающихся Сторон, а согласно пункту 4 названной статьи - перевозки грузов из третьих стран или в третьи страны осуществляются на основе специальных разрешений.

Статьей 13 Соглашения предусмотрено, что при выполнении перевозок на основании настоящего Соглашения перевозчик одной из Договаривающихся Сторон на территории другой Договаривающейся Стороны обязан соблюдать действующие там законы и правила.

В силу статьи 22 Соглашения вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также международными соглашениями, участниками которых являются обе договаривающиеся стороны, будут решаться согласно внутреннему законодательству каждой из договаривающихся сторон.

Согласно в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями.

В силу пункта 9 статьи 2 этого Федерального закона разрешения, международные товарно-транспортные накладные и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны быть заполнены иностранным перевозчиком до въезда транспортного средства на территорию Российской Федерации, находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.

Приказом Минтранса России от 14 октября 2015 г. № 301 утверждены Особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств.

Согласно пункту 2 Особенностей выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения с учетом особенностей, указанных в пунктах 3-13 Особенностей.

На основании пункта 3 Особенностей подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащему иностранному перевозчику, к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком: международная товарно-транспортная накладная; сертификат происхождения товара; поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза; счет-фактура (инвойс); ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.

В соответствии с пунктом 10 Особенностей для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, или без такового в случаях, когда международным договором Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, заключенным с соответствующим иностранным государством, предусмотрено осуществление двусторонних перевозок без разрешений, иностранный перевозчик предоставляет любой из следующих документов (комплектов документов), в том числе, комплект, предусмотренный подпунктом «д»: накладная, соответствующая положениям подпункта «а» пункта 4 настоящих Особенностей, и счет-фактура (инвойс), соответствующая положениям пункта 7 настоящих Особенностей.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Особенностей накладная при въезде транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации должна подтверждать факт погрузки транспортного средства в государстве его регистрации. Подтверждением данного факта является указание в накладной наименования государства погрузки транспортного средства и государства составления накладной, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства и государства, в котором зарегистрирован иностранный перевозчик. При этом в накладной в качестве государства разгрузки транспортного средства и государства, в котором грузополучатель зарегистрирован в качестве юридического лица или является его гражданином или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, указана Российская Федерация. Указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузоотправитель зарегистрированы в качестве юридических лиц или являются его гражданами или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименований государства погрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика.

В силу пункта 7 Особенностей информация о государстве происхождения товара (груза), содержащаяся в счет-фактуре (инвойсе), должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства, содержащейся в накладной.

Пунктом 11 Особенностей установлено, что при непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 настоящих Особенностей, либо представлении документов, не соответствующих требованиям пунктов 5-9, подпункта 9.1 настоящих Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 7 апреля 2019 г. на стационарном посту весового контроля СПВК-2 «Псков», расположенном на 437 км автомобильной дороги М-9 «Балтия», пос. Кунья Куньинского района Псковской области, специалистом-экспертом ТО ГАДН по Псковской области МУГАДН ФИО1 осуществлен транспортный контроль грузового транспортного средства “<данные изъяты> с регистрационным знаком <данные изъяты>страна регистрации Литва, c полуприцепом с регистрационным знаком <данные изъяты>, страна регистрации Россия, принадлежащих литовскому перевозчику UABBALTTRAFFIC”, под управлением водителя ФИО2

Перевозка осуществлялась по разовому российскому разрешению № 1568574 от 2 апреля 2019 г. на выполнение двусторонней международной автомобильной перевозки между Россией и Литвой и транзитного проезда (л.д. 38).

Согласно представленной водителем транспортного средства ФИО2 международной товарно-транспортной накладной CMR № № 1403/1 от 3 апреля 2019 г., оформленной в гор. Клайпеда Литва, отправителем груза являлась финская фирма “YARASUOMIOU” (графа 1 CMR), которая относится к третьему государству, отличному от государства погрузки транспортного средства – Литва, гор. Клайпеда (графа 4 CMR), государства регистрации транспортного средства – Литва (графа 25 CMR) и государства перевозчика UABBALTTRAFFIC” – Литва (графа 16). При этом в накладной в качестве государства разгрузки транспортного средства и государства, в котором зарегистрирован в качестве юридического лица грузополучатель указана Россия (графы 3 и 2 CMR). Накладная № 1403/1 от 3 апреля 2019 г. подписана литовской фирмой-экспедитором UABBRA” (л.д. 34).

В подтверждение отнесения груза, перевозимого транспортным средством к грузам третьих государств, водителем предоставлен инвойс № GEE0885352026, составленный и подписанный финской фирмой “YARASUOMIOU” (л.д. <данные изъяты>).

Таким образом, информация о происхождении товара (груза), содержащаяся в счет-фактуре (инвойсе), не совпадает с информацией о государстве погрузки транспортного средства, содержащейся в накладной.

Других документов (комплектов документов), подтверждающих право выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, водителем представлено не было.

Таким образом, исходя из того, что для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением № 1568574 от 2 апреля 2019 г., которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза и транзитного проезда, водителем не были представлены документы (комплекты документов) предусмотренные и соответствующие требованиям пункта 10 Особенностей, такая перевозка груза согласно пункту 11 Особенностей могла быть осуществлена в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территорию или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществленная переводки по территории Российской Федерации.

По факту выявленного нарушения при организации международных автомобильных перевозок грузов в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

Наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, и вина ФИО2 подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 7 апреля 2019 г. (л.д. <данные изъяты>), протоколом о задержании транспортного средства от 7 апреля 2018 г. (л.д. <данные изъяты>), копиями вышеуказанных CMR (л.д.<данные изъяты>) инвойса (л.д. <данные изъяты> российского разового разрешения (л.д. <данные изъяты>), иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ в их совокупности должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО2, осуществлявшего международную автомобильную перевозку грузов с разрешением, не соответствующим виду перевозки, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

Довод жалобы о необоснованности суждения судьи районного суда о несоответствии представленной накладной требованиям статей 5 и 7 КДПГ, правильности выводов судьи не опровергает, поскольку перевозчиком не соблюдены условия пункта 10 Особенностей.

Доводы жалобы о том, что перевозка осуществлялась по специальному разовому разрешению на международную автомобильную перевозку № 16537054 обоснованно отклонены судьей районного суда в силу следующего.

Согласно протоколу об административном правонарушении при осуществлении транспортного контроля водителем ФИО2 предъявлено российское разовое разрешение № 1568574 от 2 апреля 2019 г. Данный протокол об административном правонарушении подписан ФИО2 без замечаний.

Кроме того, вопреки доводам жалобы отметка о въезде на территорию Российской Федерации в специальном разовом разрешении выполнена не должностным лицом таможенного органа 4 апреля 2019 г. как в предъявленном российском разовом разрешении, а государственным транспортным инспектором 7 апреля 2019 г., то есть после задержания транспортного средства.

На это указывал и сам заявитель в жалобах и протоколе об административном правонарушении, ссылаясь на отказ таможенного инспектора оформить специальное развое разрешение.

Доводы жалобы о том, что российское разовое разрешение было оформлено по требованию таможенного инспектора, отказавшегося оформить отметку о въезде в специальном разовом разрешении, ничем не подтверждены.

В силу статьи 23.8, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.29 КоАП РФ в части осуществления международных автомобильных перевозок грузов, и рассматривать соответствующие дела. Выявление нарушения (в том числе ошибочно) таможенным инспектором при осуществлении транспортного контроля влечет возбуждение таможенным органом дела об административном правонарушении, а не предъявление требования о замене разрешения.

Факт вывоза по российскому разовому разрешению груза при обратном проезде обстоятельства дела, установленные административным органом и судей, не опровергает.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным с учетом объекта посягательства и фактических обстоятельств дела, роли ФИО2 в совершении административного правонарушения не усматривается.

Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание ФИО2 назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения.

Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих снизить размер административного штрафа ниже низшего предела санкции, не представлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению постановления и судебного решения, по настоящей жалобе не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

постановление специалиста-эксперта Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного межрегионального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 7 апреля 2019 г., решение судьи Куньинского районного суда Псковской области от 31 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда подпись О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова