ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-125/19 от 10.04.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Чернышева О.В. Дело № 21-125/2019

РЕШЕНИЕ

10 апреля 2019 года г. Смоленск

Судья Смоленского областного суда Иванова О.А., при секретаре Трищенкове А.В.,рассмотрев жалобы Администрации Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области в лице главы муниципального образования Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области Суворовой Л.П. и заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Смоленской области Тапцова А.К. на решение судьи Сычевского районного суда Смоленской области от 31 января 2019 года, которым постановлено:

«Восстановить Администрации Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от 17.09.2018 года № 1.20-19/31-26/27.

Постановление УФК по Смоленской области от 17.09.2018 года № 1.20-19/31-26/27 о привлечении Администрации Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Администрации Извековского сельского поселения – без удовлетворения»,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Смоленской области Тапцова А.К. от 17.09.2018 Администрация Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2964,95 рублей.

Решением судьи Сычевского районного суда Смоленской области от 31.01.2019 вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе глава МО Извековского сельского поселения Суворова Л.П. просит отменить решение судьи в части оставления постановления должностного лица без изменения и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Указывает на необоснованность вывода о нецелевом использовании Администрацией бюджетных средств в рамках предоставленной субсидии на ремонт автомобильных дорог, поскольку в соответствии с соглашением от 08.11.2017 Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству перечислил Администрации МО Извековское сельское поселение Новодугинского района Смоленской области денежные средства именно на ремонт пешеходной дорожки в д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области; кроме того, пешеходная дорожка является элементом обустройства автомобильных дорог и в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ включается в понятие «автомобильная дорога».

В жалобе заместитель руководителя Управления федерального казначейства по Смоленской области Тапцов А.К. просит отменить решение суда в части восстановления Суворовой Л.П. пропущенного процессуального срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, ссылаясь на отсутствие уважительных причин пропуска срока.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, заслушав объяснения главы МО Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области Суворовой Л.П. и защитника Администрации Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области Эминовой С.Н., прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что 01.10.2018 глава МО Извековского сельского поселения Суворова Л.П. подала административный иск об отмене постановления должностного лица от 17.09.2018 о привлечении ее к административной ответственности, копия которого направлена ей по почте 18.09.2018. Административное исковое заявление принято к производству суда, судебное заседание назначено на 29.11.2018, и в этот же день производство по делу прекращено, поскольку иск не подлежал рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. 29.11.2018 глава МО Извековского сельского поселения Суворова Л.П. подала жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование постановления.

Восстанавливая указанный процессуальный срок, судья районного суда признал причины его пропуска уважительными.

Данный вывод суда является правильным. Действия Администрации Извековского сельского поселения позволяют сделать вывод о том, что она добросовестно пользовалась своими правами, которыми наделена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и имела намерения реализовать право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный законом срок.

В связи с этим жалоба главы МО Извековского сельского поселения Суворовой Л.П. обоснованно принята судьей районного суда к производству.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документов, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела, при проведении УФК по Смоленской области плановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство и реконструкцию автомобильных дорог установлено, что в соответствии с Соглашением от 20.04.2017 № ФДА 48/13-с «О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Смоленской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» (в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2017 № 2) Федеральным дорожным агентством из федерального бюджета в 2017 году бюджету Смоленской области предоставлены иные межбюджетные трансферты в размере 892050423,00 руб. на достижение целевых показателей региональных программ субъектов РФ в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии с пунктом 3.4.2 Соглашения от 20.04.2017 № ФДА 48/13-с Администрация Смоленской области вправе передавать иные межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований для финансирования Направлений использования иных межбюджетных трансфертов, включенных в приложение № 2.

Ответственным исполнителем областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 932 являлся Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству.

В 2017 году Департаментом, в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 12.07.2017 № 465 «Об утверждении распределения предоставляемых из областного бюджета в 2017 году субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014-2020 годы на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения», Администрации Извековского сельского поселения распределено в порядке межбюджетных отношений иных межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в размере 1247 800,00 рублей.

Согласно пункту 2 Положения о целях и условиях предоставления и расходования в 2017 году субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014 - 2020 годы на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, критериях отбора муниципальных образований Смоленской области для предоставления указанных субсидий», утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 12.07.2017 № 464 (далее - Постановление Администрации от 12.07.2017 № 464), субсидия предоставлялась на улучшение состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения и направлялась на финансирование мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.

В соответствии с п. 8 Постановления Администрации от 12.07.2017 № 464, Администрация Извековского сельского поселения для получения субсидии предоставила в Департамент заявку на получение субсидии и утвержденный перечень автомобильных дорог.

С целью реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014-2020 годы, в соответствии с постановлением Администрации от 12.07.2017 № 464, на основании предоставленных Администрацией Извековского сельского поселения документов, Департамент заключил с Администрацией Извековского сельского поселения Соглашение от 08.11.2017 № 141-17/03-с «О предоставлении из областного бюджета в 2017 году субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» на 2014-2020 годы на развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования местного значения» (далее - Соглашение от 08.11.2017 № 141-17803-с), в соответствии с которым Департамент платежным поручением от 15.12.2017 № 732963 перечислил Администрации Извековского сельского поселения денежные средства в сумме 1 244 246,00 рублей на ремонт пешеходной дорожки д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области (приложение № 1 к Соглашению от 08.11.2017 № 141-17/03-с).

В соответствии с п. 1.6 раздела 1 Соглашения от 08.11.2017 № 141-17/03-с предоставляемая субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

На основании абз. 4 п.п. 2.2.3 п. 2.2 раздела 2 Соглашения от 08.11.2017 № 141-17/03-с Администрация Извековского сельского поселения в лице Главы муниципального образования должна осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием субсидии.

В рамках заключенного 08.09.2017 Администрацией Извековского сельского поселения с СОГБУ «Смоленскавтодор» муниципального контракта № 1 на ремонт пешеходной дорожки в д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области на сумму 59361,08 рублей, Администрация Извековского сельского поселения по акту о приемке выполненных работ приняла и оплатила выполненные работы по акту об оказании услуг от 15.11.2017 № 00001198 на сумму 59298,99 рублей.

Фотоматериалами, сделанными в ходе проведения проверки, подтверждается, что пешеходная дорожка в д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области не является технологической частью автомобильной дороги общего пользования местного значения.

Таким образом, Администрацией Извековского сельского поселения актом о приемке выполненных работ от 15.11.2017 № 00001198 на сумму 59298,99 рублей оплачен ремонт пешеходной дорожки, не являющейся автомобильной дорогой общего пользования местного значения, ее технологической частью.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 30.08.2018 в отношении Администрации Извековское сельское поселение Новодугинского района Смоленской области протокола об административном правонарушении и привлечения ее к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за несоблюдение требований ст. 38, п. 3 ч. 1 ст. 162, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ. Место совершения правонарушения - Смоленская область, Новодугинский район, дер. Извеково, ул. Центральная, д. 2, дата совершения правонарушения - 25.12.2017.

Вместе с тем, приходя к выводу о нецелевом использовании Администрацией Извековское сельское поселение Новодугинского района Смоленской области бюджетных средств, должностное лицо и судья не учли следующее.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является, в том числе, направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В рассматриваемом случае правовым основанием для предоставления Департаментом Администрации Извековского сельского поселения денежных средств является соглашение от 08.11.2017 № 141-17/03-с, в соответствии с которым денежные средства в сумме 1244246, 00 руб. перечислены Администрации на ремонт пешеходной дорожки д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области (приложение № 1 к Соглашению). За выполненные работы по ремонту пешеходной дорожки в д. Мольгино Новодугинского района Смоленской области Администрация Извековского сельского поселения перечислила СОГБУ «Смоленскавтодор» денежные средства на общую сумму 59298,99 руб.

Таким образом, полученные денежные средства направлены Администрацией города Смоленска на цели, соответствующие целям, определенным соглашением.

При таком положении, исходя из диспозиции ст. 15.14 КоАП РФ, поскольку полученные Администрацией Извековского сельского поселения из бюджета бюджетной системы Российской Федерации денежные средства были направлены на цели, соответствующие целям, определенным Соглашением, в действиях Администрации Извековского сельского поселения, отсутствует состав данного административного правонарушения.

При рассмотрении данного дела требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Смоленской области от 17 сентября 2018 года и решение судьи Сычевского районного суда Смоленской области от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении Администрации Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья О.А. Иванова