Дело № 21-125/2016
РЕШЕНИЕ
г. Кызыл 26 мая 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Кунгаа Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Чалан-оола А.Х. на решение судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 7 апреля 2016 года и постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО1 от 2 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Чалан-оола А.Х,,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва ФИО1 по делу об административном правонарушении № А14-14.9/15 от 2 ноября 2015 года и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 7 апреля 2015 года постановление руководителя УФАС по Республике Тыва ФИО1 от 2 ноября 2015 года оставлено без изменения.
И.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО2 с решением судьи не согласился и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит о его отмене с прекращением производства по делу, указывая на то, что нарушения антимонопольного законодательства были устранены до 19 февраля 2015 год, в действиях администрации Каа-Хемского района состав административного правонарушения отсутствует. Кроме того, должностным лицом нарушено его права на защиту.
В судебное заседание и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО2, представитель и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва по доверенности ФИО3, руководитель УФАС по Республике Тыва ФИО1 не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, а также доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Нарушение запретов, предусмотренных вышеприведённой нормой права на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту "б" части 4 статьи 15 Закона о торговой деятельности органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно абз.1 и 2 п.5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно абз. 10 и 13 п.1 ст.9 Закона Республики Тыва от 11.11.2011 года №952 ВХ-1 «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва» не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
организациями и индивидуальными предпринимателями ежедневно в период с 19.00 до 11.00 часов следующего дня;
в воскресные дни, в дни, объявленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нерабочими праздничными днями и Законом Республики Тыва от 12 февраля 1999 года N 143 "О праздничных днях Республики Тыва" государственными или народными праздниками Республики Тыва, а также в период проведения массовых общественных мероприятий (спортивных, праздничных, культовых, культурных и политических), проводимых на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании организациями и предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Как следует из материалов дела, приказом от 08 апреля 2015 года антимонопольным органом в отношении Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва возбуждено дело №, в ходе рассмотрения которого установлено нарушение пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" и подпункта "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
13 февраля 2015 года администрацией Каа-Хемского района Республики Тыва вынесено Постановление № 228 «О запрете продажи алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива на территории Каа-Хемского района Республики Тыва», которым установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории Каа-Хемского района с 19 февраля по 31 марта 2015 года и председателям администрации сумона Каа-Хемского района поручено принять правовые акты о запрете розничной продажи алкогольной продукции с 19 февраля 2016 года по 31 марта 2016 года.
16 февраля 2015 года постановлением Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва от 16.02.2016 года №234 «а», внесены дополнения в постановление Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва от 13 февраля 2016 года № 228 «О запрете продажи алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива на территории Каа-Хемского района», а именно, в наименовании постановления после слов «на территории» дополнено «сумона Сарыг-Сепский» (пункт 1), в пункте 1 постановления, после слов «на территории» дополнено «сумона Сарыг-Сепский» (пункт 2).
Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 19.05.2015 г. в действиях Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва признаны нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и подпункта "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в части издания постановления от 13 февраля 2015 года № 228 «О запрете продажи алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива на территории Каа-Хемского района», которым введен запрет продажи алкогольной продукции на территории Каа-Хемского района, с 19 февраля по 31 марта 2015 года.
25 июня 2015 года в отношении и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Чалан-оола А.Х. был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, выразившегося в издании постановления от 13 февраля 2015 года № 228 «О запрете продажи алкогольной продукции, в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива на территории Каа-Хемского района».
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 02 ноября 2015 года по делу № А14-14.9/15 должностное лицо – и.о. председателя Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Рассматривая указанное дело, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Чалан-оола А.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку и.о. председателя администрации Каа-Хемского района допущены нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в принятии постановления от 13 февраля 2015 года № 228, не соответствующего требованиям антимонопольного законодательства.
Довод жалобы о том, что в решении антимонопольного органа содержится указание на прекращение рассмотрения дела № в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, а также о том, что нарушения, которые допущены были, устранены, не имеет правового значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного данным Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Указанный перечень является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию.
Решением Комиссии Тывинского УФАС России от 19.05.2015 г. в действиях Администрации Каа-Хемского района Республики Тыва признаны нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и подпункта "б" пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах прекращение рассмотрения дела решением антимонопольного органа в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, не освобождает лицо, допустившее нарушение антимонопольного законодательства, от административной ответственности.
Также несостоятельны доводы жалобы о нарушении права на защиту Чалан-оола А.Х., поскольку из материалов дела видно, что на рассмотрение дела об административном правонарушении 1 октября 2015 года явился его представитель по доверенности ФИО3, который был уведомлен об отложении дела на 29 октября 2015 года, однако не явился. О рассмотрении дела об административном правонарушении также был уведомлен ФИО2, однако своего представителя не направил.
Административное наказание Чалан-оолу А.Х. в виде административного штрафа назначено с учётом конкретных обстоятельств дела и характера административного правонарушения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по данному делу об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления руководителя УФАС по Республике Тыва и решения судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 2 ноября 2015 года и решение судьи Каа-Хемского районного суда Республики Тыва от 7 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. председателя администрации Каа-Хемского района Республики Тыва Чалан-оола А.Х, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Т.В. Кунгаа