ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1263/2016 от 21.12.2016 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 21-1263/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Хабаровск 21 декабря 2016 года

Судья Хабаровского краевого суда Волошина Е.В., рассмотрев жалобу председателя Комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска ФИО2 на решение судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 октября 2016 года по жалобе председателя Комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора Индустриального района г.Хабаровска по пожарному надзору от 16 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Индустриального района г.Хабаровска по пожарному надзору ФИО1 от 16 августа 2016г. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.Хабаровска привлечена к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Решением судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 октября 2016 года постановление должностного лица изменено, снижен размер административного штрафа до 75 000 руб.

Председатель Комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска ФИО2 обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и судебное решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает на недоказанность вины общества в инкриминируемом правонарушении. Ссылается на то, что по результатам проверки инспектором не установлен факт причинения вреда жизни и здоровью граждан. Проверка должностным лицом проведена без предварительного уведомления об этом руководителя организации; протоколы об административных правонарушениях составлены в отсутствие законного представителя организации, о результатах рассмотрения ходатайства об отложении составления протоколов ФИО2 не уведомили, возможность привлечения защитника к участию в деле не представили, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя и защитника организации, в материалах дела отсутствуют доказательства о надлежащем извещении лица о времени и месте слушания дела. В организации имеется Протокол заседания Комитета от 15.11.2015г., в котором определено допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в здании. Поскольку организация не является собственником или законным владельцем каких-либо пожарных гидрантов и водоемов, она не обязана нести ответственность за наличие или отсутствие указателей. Исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта хранится на объекте. Полагает, что организация не несет ответственность за наличие или отсутствие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте. Кабели автоматической пожарной сигнализации соответствуют требованиям, действовавшим на момент ремонта здания в 2009 году, приемно-контрольные приборы автоматической пожарной сигнализации установлены в помещении в соответствии с законодательством. Указывает на необходимость применения ст.2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска ФИО2 поддержал доводы жалобы.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся защитника юридического лица ФИО3, должностного лица ФИО1., уведомленных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не ходатайствовавших об отложении слушания дела.

Изучив доводы жалобы, выслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

Часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эксплуатационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила). Данные Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что 29 июля 2016 года государственным инспектором отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г.Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства пожарной безопасности помещения, эксплуатируемого Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы г.Хабаровска, согласованная с заместителем прокурора Индустриального района г.Хабаровска, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: Федерального закона от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390; Свода правил СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности; Свода правил СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования; НПБ 88-2001, которые зафиксированы материалами проверки, а именно:

- п.461 п/п «л» Правил, ч.ч.1-3 ст.5, ч.3 ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123: не определено допустимое (определенное) количество людей, которые могут находиться на объекте, учитывая условия того, что безопасная эвакуация людей при пожаре из зданий, сооружений считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре;

- п.55 Правил: направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, не обозначено указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;

- п.61 Правил: на объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- п.12 Правил: на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил проведение не реже одного раза в полугодие тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте;

- ч.2 ст.54 Федерального закона №123 от 22.07.2008г., Свода Правил СП3.13130.2009, таблицы 2 п.6: помещения не оборудованы установкой оповещения о пожаре 3 типа с речевым оповещением людей о пожаре;

- абз.2 п.61 Правил: кабели автоматической пожарной сигнализации не соответствуют требованиям;

- п.61 Правил, ч.10 ст.83 Федерального закона № 123 от 22.07.2008г., СП 5.13130.2009 п.13.14.5 (НПБ 88-2001 п.12.48): приемно-контрольные приборы автоматической пожарной сигнализации установлены в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала.

Факт совершения Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы г.Хабаровска административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.ч.1,4 ст.20.4 КоАП РФ, установлен, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые были оценены судом первой инстанции в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

Анализируя содержание представленных материалов, с выводом судьи районного суда о доказанности факта совершения Местной религиозной организацией Свидетелей Иеговы г.Хабаровска инкриминируемого правонарушения, а также об отсутствии со стороны административного органа нарушений при проведении проверки, следует согласиться, поскольку он сделан с учетом всех фактически значимых обстоятельств дела.

Должностным лицом административного органа проведена внеплановая проверка на основании распоряжения №93 от 20.07.2016г., копия которого 22.07.2016г. была предъявлена представителю юридического лица – Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска, проведение проверки согласовано с прокуратурой. При проведении проверки присутствовал представитель юридического лица – ответственный за соблюдение пожарной безопасности в помещении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска ФИО4, следовательно, проверка проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Акт проверки был составлен 29.07.2016г., его копия была направлена в адрес Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска заказным письмом. В соответствии с положениями ч.16 ст.10 Федерального Закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уведомление юридического лица о проведении проверки не менее чем за 24 часа до начала проведения проверки не требовалось.

Копии протоколов об административном правонарушении от 05.08.2016г. направлены в адрес законного представителя юридического лица и получены ФИО2 11.08.2016г. В протоколах подробно изложены нарушения, которые инкриминированы в вину, и нормы закона, требования которых нарушены. Инкриминированы те же нарушения, которые были указаны в акте проверки. До рассмотрения дела об административном правонарушении, до 16.08.2016г. законным представителем юридического лица могли быть представлены должностному лицу административного органа документы в обоснование невиновности Местной религиозной организации Свидетели Иеговы г.Хабаровска, однако каких-либо документов, свидетельствующих об отсутствии указанных в акте, протоколах об административном правонарушении, нарушений, представлено не было.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 16 августа 2016 года в 16 час. 00 мин., законному представителю юридического лица стало известно 11 августа 2016 года из полученных протоколов о привлечении юридического лица к административной ответственности, ходатайство об отложении слушания дела не заявлялось, что подтверждается материалами дела, дело в соответствии с требованиями ч.2 ст.25.1 КоАП РФ обоснованно рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, в связи с чем доводы жалобы о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя юридического лица, не извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, являются несостоятельными.

Не извещение юридического лица о результатах рассмотрения ходатайства об отложении составления протоколов об административном правонарушении не является существенным нарушением, влекущим отмену постановления.

Доводы жалобы о соответствии кабелей автоматической пожарной сигнализации требованиям законодательства, действовавшим на момент ремонта здания в 2009г., а именно, ГОСТу Р 53315-2009 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности, являются необоснованными, поскольку в указанный период действовали положения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, установленные Федеральным Законом №123 от 22.07.2008г., определяющие требования к автоматической пожарной сигнализации, что свидетельствует о нарушении п.61 абз.2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Довод жалобы о соответствии установки приемно-контрольных приборов автоматической пожарной сигнализации в помещении законодательству опровергается актом проверки №93 от 29.07.2016г.

Довод жалобы о том, что нарушения п.461 п/п «л» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ч.ч.1-3 ст.5, ч.3 ст.53 Федерального закона от 22.07.2008г. №123 не могут быть вменены организации, поскольку в организации имеется Протокол заседания Комитета от 15.11.2015г., которым определено допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в здании в количестве 290 человек, является несостоятельным, поскольку должностным лицом установлено, что Инструкция, предоставленная должностному лицу, информацию о предельно допустимом количестве людей на объекте, не содержит. Вместе с тем представителем юридического лица при составлении акта проверки даны пояснения, согласно которым вместимость помещений составляет около 350 человек.

Довод жалобы о том, что нарушения п.55 Правил не могут быть вменены организации, поскольку организация не является собственником или законным владельцем каких-либо пожарных гидрантов и водоемов, и, исходя из норм действующего законодательства, не обязана нести ответственность за наличие или отсутствие указателей, не может быть принят во внимание, поскольку направлен на неверное толкование норм права.

Несостоятельным является также довод жалобы о том, что организация не несет ответственность за наличие или отсутствие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

В ходе рассмотрения дела не установлено доказательств проведения указанных тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

Установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что организацией не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению организацией требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.

Изложенные в жалобе доводы выводы суда не опровергают и не содержат оснований для принятия иного решения по делу, мотивом к отмене или изменению судебного решения не являются.

Учитывая количество допущенных юридическим лицом нарушений требований пожарной безопасности, не имеется оснований для признания правонарушения малозначительным. Невыполнение инкриминируемых Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска нарушений на день выявления правонарушения было связано с угрозой для безопасности граждан.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемого акта, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, не допущено.

Наказание Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска назначено в размере менее минимального штрафа, предусмотренного ч.ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 октября 2016 года по жалобе председателя Комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора Индустриального района г.Хабаровска по пожарному надзору от 16 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска - оставить без изменения, жалобу председателя Комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы г.Хабаровска ФИО2 – без удовлетворения.

Судья Хабаровского краевого суда Е.В. Волошина