ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1264/2016 от 23.09.2016 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Рогалев Е.В. Дело № 7-21-1264

Р Е Ш Е Н И Е

23 сентября 2016 года город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Королева Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Гранат» Медведевой М.М. на решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 19 июля 2016 года, вынесенное в отношении ООО «Гранат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушения в Приморском крае»,

установила:

постановлением заместителя Уссурийского городского прокурора Манида В.М. от 26 января 2016 года в отношении ООО «Гранат» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушения в Приморском крае».

Постановлением административной комиссии Уссурийского городского округа от 10 февраля 2016 года ООО «Гранат» привлечено к административной ответственности по статье 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушения в Приморском крае» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 18 июля 2016 года, вынесенным по жалобе защитника ООО «Гранат», постановление изменено, из мотивировочной части исключено указание на нарушение юридическим лицом пункта 42.1 раздела 8 Правил благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденных решением Думы Уссурийского городского округа от 6 ноября 2013 года № 803-НПА в виде несвоевременности уборки (вывоза) ТБО, в остальной части постановление административного органа оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, защитник ООО «Гарант» Медведева М.М. подала в Приморский краевой суд жалобу, в которой просит постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, материалы дела,выслушав объяснения защитника Медведевой И.М., заключение прокурора Нишоновой Ф.А. о законности состоявшихся по делу решений, прихожу к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ООО «Гранат» привлечено к административной ответственности за то, что 22 января 2016 года не осуществило уборку контейнерной площадки, расположенной в районе многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, эксплуатируемой ООО «Гранат» для обслуживания жилых домов <адрес> по договору управления многоквартирным домом, допустило переполнение контейнеров и их предельно допустимое количество на одной контейнерной площадке.

Установленные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о нарушении ООО «Гранат» пунктов 42.1 и 42.8 Правил благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденных решением Думы Уссурийского городского округа от 6 ноября 2013 года № 803-НПА, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьёй 7.21 Закона об административных правонарушениях в Приморском крае от 5 марта 2007 года № 44-КЗ.

Пунктом 42.1 названных Правил благоустройства установлено, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил, Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, утвержденных Думой Уссурийского городского округа, Генеральной схемой очистки территории Уссурийского городского округа.

В соответствии с пунктом 42.8 Правил благоустройства для сбора отходов производства и потребления физических и юридических лиц, указанных в пункте 42.1 настоящих Правил, в том числе садовых, огородных и дачных обществ, в границах земельных участков, находящихся в собственности или ином вещном праве, организуются места временного хранения отходов (контейнерные площадки) и осуществляется их техническое обслуживание и уборка, включая прилегающую к ним территорию, в радиусе 20 метров. Количество контейнеров на одной контейнерной площадке не должно превышать пяти штук.

В ходе рассмотрения жалобы защитника ООО «Гранат» на постановление административной комиссии Уссурийского городского округа судья первой инстанции пришел к выводу об изменении постановления по делу, исключив из него выводы о нарушении юридическим лицом пункта 42.1 Правил благоустройства. С законностью вменения в вину ООО «Гранат» нарушений пункта 42.8 Правил благоустройства судья районного суда согласился.

В соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Делая вывод о недоказанности материалами дела факта нарушения ООО «Гранат» пункта 42.1 Правил благоустройства, судья районного судья исходил из того, вывоз ТБО управляющей организацией был осуществлен 22 января 2016 года по окончании проверки и режима чрезвычайной ситуации, что свидетельствует об исполнении обязанности по ежедневной уборки ТБО и исключает административную ответственность за нарушение правил уборки земельных участков.

При этом судья не учел, что названным пунктом Правил благоустройства предусмотрена обязанность производить не ежедневную уборку и очистку контейнеров для сбора бытовых отходов, а их своевременную и качественную очистку. Своевременная очистка предполагает недопущение переполнения контейнера мусором, тогда как их ежедневная очистка – освобождение от мусора каждый день.

Поскольку из материалов дела усматривается, что на момент проверки контейнеры для сбора бытовых отходов были переполнены, то у административного органа имелись основания для вывода о том, что ООО «Гранат» нарушило правила благоустройства, допустив несвоевременную очистку вверенного в обслуживание земельного участка.

Между тем ошибочное толкование судьёй пункта 42.1 Правил благоустройства не влечет за собой признание незаконным вывода о том, что ООО «Гранат» не допустило нарушений статьи 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ в силу следующего.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам совместного ведения, не урегулированных федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твёрдых жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённым постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290, к работам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме отнесены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе организация мест накопления бытовых отходов, сбор отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов, уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома, сбор отходов и их передача в специализированные организации.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 года.

Нарушение вышеназванных нормативно-правовых актов федерального значения влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом - Кодексом РФ об административных правонарушениях, положения которого, а именно статья 8.2, предусматривает ответственность за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

При таких обстоятельствах допущенные ООО «Гранат» нарушения правил обращения с бытовыми отходами как в части вывоза твердых бытовых отходов, так и в части обустройства контейнерной площадки контейнерами в количестве, превышающем предельно допустимое, не подлежали квалификации по статье 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ и должны были быть рассмотрены применительно к положениям статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Переквалификация действий ООО «Гранат» со статьи 7.21 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае» на статью 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях невозможна, поскольку возможность переквалификации статьи закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение на статью Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.

В связи с изложенным, постановление административной комиссии и решение судьи районного суда подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решила:

постановление административной комиссии Уссурийского городского округа от 10 февраля 2016 года и решение судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 19 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.21 Закона Приморского края от 5 марта 2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушения в Приморском крае», в отношении ООО «Гранат» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Гранат» состава административного правонарушения.

Судья Е.В. Королева