Дело № 21-126/2022 Судья Архипова Н.В. Р Е Ш Е Н И Епо делу об административном правонарушении
31 марта 2022 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу Матрениной Эльвиры Леонидовны на постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-52/2021 от 15 сентября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2022 года, вынесенные в отношении директора БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии Матрениной Эльвиры Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-52/2021 от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2022 года, Матренина Э.Л., замещавшая должность директора БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенными актами, ФИО2 обжаловала их в Верховный Суд Чувашской Республики по мотивам отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения.
Изучив представленные материала и проверив дело в полном объеме, заслушав ФИО3 и ее защитника Судленкова Д.А., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст.94 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно части 7 статьи 94 указанного Закона, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства финансов Чувашской Республики от 16.03.2021 № 12-ГФК «О назначении контрольного мероприятия» и плана контрольных мероприятий Министерства финансов Чувашской Республики на 2021 год проведена проверка в БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии (далее- Учреждение) финансово-хозяйственной деятельности, предоставления и использования субсидий, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Установлено, что по результатам электронного аукциона (протокол рассмотрения единственной заявки на участие от 24.07.2020, аукцион признан несостоявшимся) между Учреждением (в лице директора ФИО1) и ООО <данные изъяты> заключен контракт от 04.08.2020 № на выполнение работ по реконструкции футбольного поля БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии в соответствии с проектной и рабочей документацией в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение 1 к контракту), стоимостью 31615000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 2.4. оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета на основании сметы контракта и Графика оплаты выполненных работ (Приложение № 4 к контракту) с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение №1 к контракту) и фактически выполненных Подрядчиком работ не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ формы № КС -2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, на основании счета-фактуры(счета), представленного Подрядчиком. Авансирование не предусмотрено.
Пунктом 2.9 контракта предусмотрено, что приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений(элементов), комплексов(видов) работ(этапов работ) на основании сметы контракта, Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 1 к контракту) и Графика оплаты выполненных работ (Приложение № 4 к контракту), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.5 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2019 № 539 «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» условиями контракта от 04.08.2020 № не предусмотрена выплата авансовых платежей.
Учреждением в рамках исполнения контракта от 04.08.2020 № на основании актов о приемке выполненных работ от 27.08.2020 №, №, №, № приняты и оплачены строительные материалы и оборудования (мембрана, гранулянт, песок, трубы, силовые кабели, водоотводные лотки, панели ограждения и др.) на общую сумму 13 476 403,40 рублей (42,6% от цены контракта), при отсутствии факта выполнения строительномонтажных работ, в рамках которых оплаченное оборудование и материалы должны применяться, что содержит признаки скрытого авансирования.
Приемка выполненных работ по контракту от №2020 № произведена Учреждением на основании: справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3) от 27.08.2020 №, от 02.10.2020 №, от 13.10.2020 №, от 28.10.2020 №, от 25.12.2020 №, и актов о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) от 27.08.2020 №№, от 02.10.2020 №, от 13.10.2020 №№, от 28.10.2020 №№, от 25.12.2020 №№, подписанных сторонами заказчика, подрядчика и строительного контроля на общую сумму 30 945 205,72 рублей, оплаченных за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в указанном размере (платежные поручения от 09.09.2020 №, от 09.10.2020 №, от 20.10.2020 №, от 03.11.2020 №, от 28.12.2020 №).
По данным бухгалтерского учета Учреждения по состоянию на 31.12.2020 по контракту от 04.08.2020 №-ЭА кредиторской, дебиторской задолженности не имеется.
В рамках проведенной проверки установлено, что виды и объемы работ, указанные в актах о приемке выполненных работ (ф. № КС-2), в полном объеме соответствуют согласованным сторонами локальным сметным расчетам к приложению № контракта от 04.08.2020 №, кроме:
отдельных затрат, не включенных в акты (ф. № КС-2) на расчетную сумму 2 612 688,39 рублей (с НДС), а именно: стоимости стационарного оборудования (поз. 13-16 локальной сметы 02-01-05 («Технологические решения»), расчетной стоимостью 2 612 202,00 рублей; работ по устройству дорожной разметки (поз. 24 локальной сметы 07-01-02 («Озеленение и МАФ»), расчетной стоимостью 486,39 рублей;
отдельных работ, включенных в акты (ф. № КС-2) повторно (дублирование), что привело к приемке работ в завышенных объемах (сверх предусмотренных контрактом) и неправомерному расходованию бюджетных средств на расчетную сумму 1 380 619,38 рублей, а именно при предусмотренных условиями контракта объемов:
укладки материала основания футбольного поля «Мембрана в количестве 15336 кв.м, (поз. 2 локальной сметы 02-01-03 «Покрытие поля»), на основании подписанных сторонами актов (ф. № КС-2) от 27.08.2020 22 (поз. 1 акта) и от 25.12.2020 № (поз. 2 акта) принято и оплачено в количестве 23 004 кв.м. Расчетная стоимость завышения объема используемого материала в количестве 7 668 кв.м, составила 1 150 516,15 рублей (с НДС); работ по устройству трубопроводов из полиэтиленовых труб общей протяженностью 1,825 км. (поз. 16,17, 20 локальной сметы 04-01-01 (Электроснабжение и электроосвещение) на основании подписанных сторонами актов (ф. КС-2) от 13.10.2020 № (поз.17, 18, 20 акта) и от 25.12.2020 № (поз. 1, 2, 3 акта) принято и оплачено в количестве 3,65 км. Расчетная стоимость завышения объема работ в количестве 1,825 км. составила 520 278,84 рублей (с НДС).
Таким образом, проведенным анализом видов и объемов работ, принятых и оплаченных на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (ф. № КС-2), установлено, что работы по реконструкции Объекта произведены в соответствии с условиями контракта от 04.08.2020 №, за исключением неоплаченных работ по нанесению разметки и стоимости стационарного оборудования расчетной стоимостью 2 612 688,39 рублей; в нарушение статьи 94 Закона о контрактной системе на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) допущена приемка и оплата работ в завышенных объемах (сверх предусмотренных условиями контракта), что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств на расчетную сумму 1 380 619,38 рублей.
Приемка выполненных работ по контракту от 04.08.2020 № произведена Учреждением на основании: справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3) от 27.08.2020 №, от 02.10.2020 №, от 13.10.2020 №, от 28.10.2020 №, от 25.12.2020 №, и актов о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) от 27.08.2020 №№, от 02.10.2020 №, от 13.10.2020 №№, от 28.10.2020 №№, от 25.12.2020 №№, подписанных сторонами заказчика, подрядчика и строительного контроля на общую сумму 30 945 205,72 рублей, оплаченных за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в указанном размере (платежные поручения от 09.09.2020 №, от 09.10.2020 №, от 20.10.2020 №, от 03.11.2020 №, от 28.12.2020 №).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 15 июня 2021 года заместителем прокурора Ленинского района г. Чебоксары дела об административном правонарушении в отношении ФИО2, являвшейся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ директором БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии, и вынесения заместителем Министерства финансов Чувашской Республики постановления № от 15 сентября 2021 года о привлечении ФИО4 к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32. КоАП РФ.
Установленные административным органом и судьей районного суда обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние должностного лица ФИО2, допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 10 статьи 7.32 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Вопреки утверждению заявителя, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении содержит достаточные данные о событии административного правонарушения и отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Довод ФИО2 об отсутствии в ее действия состава административного правонарушения судом второй инстанции не принимаются.
В обоснование данного довода заявитель указывает, что укладка материала основания футбольного поля «Мембрана» в количестве 15335 кв. (поз. 2 локальной сметы 02-01-03 «Покрытие поля» принята на основании акта выполненных работ по форме КС-2 от 27.05.2021 № (поз.1), который ею не подписывался, и в количестве 7668 кв.м. по подписанному ею акту от 25.12.2021 № (поз. 2 акта). Указанные акты являлись промежуточными, поставщиком <данные изъяты> устранено несоответствие, поскольку объемы мембраны и работы в количестве 7668 кв.м. по ней заминусованы актом ф. КС-2 № от ДД.ММ.ГГГГ (поз. 1 акта).
В части завышения работ по устройству трубопроводов из полиэтиленовых труб в количестве 1,825 км. заявитель в жалобе, а также в судебном заседании суда второй инстанции указала, что в ходе строительства проектантом ООО <данные изъяты> на основании договора от 12 октября 2020 года откорректирована проектная-сметная документация, которой предусмотрены работы по устройству трубопроводов из полиэтиленовых труб как для строительства сетей связи (локальная смета №), так и для электроснабжения и электроосвещения (локальная смета №). Выполненные в соответствии с откорретированной проектно – сметной документацией соответствующие работы по локальной смете № приняты актом по ф. КС-2 от 25.12.2021 №, а ранее выполненные работы по локальной смете 04-01-01, которые были изначально предусмотрены контрактом, приняты актом по ф. КС-2 от 13.10.2021 №. Таким образом, двойная оплата отсутствовала.
Вместе с тем эти доводы рассмотрены должностным лицом и судьей районного суда, получили надлежащую юридическую оценку в обжалуемых актах и обоснованно отклонены.
Правовых оснований не согласится с выводами должностного лица и судьи районного суда при рассмотрении настоящей жалобы не имеется.
Так, установлено, что приемка выполненных работ по контракту от 04.08.2020 № произведена Учреждением на основании: справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3) от 27.08.2020 №, от 02.10.2020 №, от 13.10.2020 №, от 28.10.2020 №, от 25.12.2020 №, и актов о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) от 27.08.2020 №№, от 02.10.2020 №, от 13.10.2020 №№, от 28.10.2020 №№, от 25.12.2020 №№, подписанных сторонами заказчика, подрядчика и строительного контроля на общую сумму 30 945 205,72 рублей.
Именно указанные справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3) и акты о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) указаны в качестве основания для перечисления счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на общую сумму 30 945 205,72 рублей в платежных поручениях от 09.09.2020 №, от 09.10.2020 №, от 20.10.2020 №, от 03.11.2020 №, от 28.12.2020 №.
Согласно Акту № приемки строительства законченного строительством объекта от 25 декабря 2021 года (КС-11) площадь футбольного поля составляет 7668 кв., м., стоимость строительно – монтажных работ составила 30 945 205,72 рублей.
Таким образом, в целях бухгалтерского и бюджетного учета при исполнении контракта, приемке и оплате выполненных работ приняты во внимание именно указанные первичные документы, которые подтверждают факт двойной оплаты, выявленный в ходе проверки, проведенной на основании приказа Министерства финансов Чувашской Республики от 16.03.2021 № 12-ГФК «О назначении контрольного мероприятия» и плана контрольных мероприятий Министерства финансов Чувашской Республики на 2021 год.
Данный вывод подтверждается также тем, что в ходе проверки подрядной организацией ООО «<данные изъяты>» представлены акты о приемке выполненных работ (ф.КС-2) от 25.12.2020 №, подписанных от имени заказчика ФИО2, на общую сумму 39838, 854 рублей в базисном уровне цен на январь 2020 года, что в пересчете на текущий уровень цен (с применением индекса переводов) расчетно составляет 32901145,00 рублей (с НДС).
В указанном комплекте содержится акт ф. КС-2 № 7 от ДД.ММ.ГГГГ, которым заминусованы объемы мембраны и работы по ее укладке в количестве 7668 кв.м. (поз 1 акта).
Вместе с тем акты о приемке выполненных работ (ф.КС-2) от 25.12.2020 № на общую сумму 32901145,00 рублей фактически являются новым комплектом документов, оформленных в соответствии с откорректированной проектной документацией и не сторнируют (не отменяют) принятые ранее к бухгалтерскому учету и оплаченные акты выполненных работ (ф. КС-2) по контракту (принятые и оплаченные ранее работы, не затронутые корректировкой проектных решении также отражены в актах № 1-38).
Более того, из пояснений ФИО2 и обстоятельств дела, в том числе содержания акта проверки от 20 апреля 2021 года и предписания Министерства финансов Чувашской Республики от 26 апреля 2021 года № 7-01/09-2848, следует, что акты о приемке выполненных работ (ф.КС-2) от 25.12.2020 № Учреждением для принятия их к бухгалтерскому учету в БУ «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры Минспора Чуваши не предавался, тогда как ФИО4 являлась директором спортивной школы вплоть до 19 января 2021 года.
Следует также отметить, что акт о приемке выполненных работ по укладке материала основания футбольного поля «Мембрана» (ф.КС-2) от 25.12.2020 № (поз. 2 акта), предъявленный к бухгалтерскому учет в первоначальном комплекте документов и оплаченный, и акт (ф.КС-2) от 25.12.2020 № о минусовании данного объема работ, датированы одним днем и являются взаимоисключающими, о чем не могла не знать ФИО2
В части двойной оплаты работ по устройству трубопроводов из полиэтиленовых труб, которые как указывает заявитель были выполнены как для сетей связи (локальная смета 02-01-04-01), так и для электроснабжения и электроосвещения (локальная смета 04-01-01) суд второй инстанции полагает необходимым дополнительно отметить следующее.
Дополнительным соглашением № от 12 октября 2020 года к контракту № от 04.08.2020 года стороны предусмотрели обязанность Подрядчика произвести оплату корректировки проектно – сметной документации подрядным организациям с включением стоимости выполнения работ в стоимость исполнения Контракта.
В пункте 2 и 3 Дополнительного соглашения № от 24 декабря 2020 года стороны установили, что объект «Реконстракция футбольного поля БУ «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии завершен строительством в полном объеме, о чем сторонами составлен Акт № приемкм законченного строительством объекта от 24.12. 2002 г по форме КС-11 (представленный в материалы дела указанный акт датирован 25.12.2020 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3) № датирована 25.12.2020, акты о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) №№ из первоначального комплекта датированы 25.12.2020), в т.ч. выполнены дополнительные объемы согласно измененной проектно – сметной документации. Окончательная стоимость и сроки исполнения контракта будут определены после прохождения государственной экспертизы повторной (измененной) проектно-сметной документации.
Вместе с тем положительное заключение государственной экспертизы повторной (измененной) проектно-сметной документации отсутствует.
Иные изменения в условия контракта от 04.08.2020 № в части корректировки предусмотренных к выполнению объемов работ и их стоимости в целях приведения его в соответствие с откорректированной проектно-сметной документации, не вносились.
Указанное не позволяет прийти к выводу, что оплата принятых ФИО3 и оплаченных за счет средств республиканского бюджета, в том числе в части работ по устройству трубопроводов из полиэтиленовых труб, со ответствует условиям контракта.
О том, что принятые ФИО2 в рамках настоящего дела работы не соответствовали условиям контракта и это несоответствие не было устранено подрядчиком и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, свидетельствует также вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 4 октября 2021 года № А79-5583/2021, из которого следует, что дополнительные работы в соответствии с измененной проектно – сметной документацией были выполнены без утверждения заказчиком смет к контракту ввиду отсутствия положительного заключения государственной экспертизы, но были согласованы им, что послужило основанием для взыскания с заказчика в пользу ООО «Группа компаний «Инжеко Строй» 848575, 28 рублей на основании положений статьи 743 ГК РФ и статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе. Вывод о том, что работы, принятые ФИО2 и оплаченные в рамках настоящего дела, соответствовали условиям контракта, в решении арбитражного суда отсутствует.
Таким образом, по своей сути доводы о невиновности являются позицией заявителя жалобы и не указывают на наличие каких-либо существенных нарушений процессуальных требований и норм материального права, которые могли бы повлиять на исход дела и повлечь отмену либо изменение обжалуемых актов.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 10 статьи 7.32 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-52/2021 от 15 сентября 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 января 2022 года, вынесеные в отношении директора БУ ЧР «Спортивная школа по футболу» Минспорта Чувашии ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев
Решение22.04.2022