Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Просмотр документа
Судья Евдокимова Н.В. 21-127/2013РЕШЕНИЕ Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев 8 июля 2013 г. в г. Кургане жалобу государственного инспектора Курганской области по охране природы Федорова А.А. на решение судьи Мокроусовского районного суда Курганской области от 21.05.2013 г. по делу об административном правонарушении
установил:
Постановлением государственного инспектора Курганской области по охране природы Федорова А.А. от 12.04.2013 года Березин В.Я. признан виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст.7.11 КоАП РФ и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере рублей.
В жалобе в Курганский областной суд государственный инспектор Курганской области по охране природы ФИО1 решение судьи просить отменить, в связи с тем, что считает, что в действиях ФИО2 имеется состав административного правонарушения. Ссылаясь на ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ, п. 9 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ, полагает, что исходя из названных положений законодательства, дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО2 возбуждено и рассмотрено уполномоченными должностными лицами.
При рассмотрении жалобы ФИО2 доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не нахожу.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 1 и частью 2 указанной статьи.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статьей 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями) (далее ФЗ «О животном мире») предусмотрено, что вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 ФЗ "О животном мире" под охраной животного мира понимается деятельность, направленная на сохранение разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира, а под государственным контролем и надзором - осуществление проверки соблюдения законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В связи с этим в статье 5 ФЗ "О животном мире" (абзацы 8 и 9) полномочия по осуществлению охраны объектов животного мира и государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира разграничены как два самостоятельных полномочия органов государственной власти Российской Федерации. Аналогичное разграничение данных полномочий закреплено и в статье б этого же Федерального закона (абзацы 2, 14).
Субъекту Российской Федерации на основании названного Федерального закона передано осуществление ряда полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов.
При этом в сфере рыболовства субъекту РФ переданы полномочия только по охране водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства (абзац 14 части 1 статьи б).
То есть полномочия в области государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов субъекту Российской Федерации не переданы.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также абзацами 11 и 12 части первой статьи 6, частями третьей и четвертой статьи 16.1, статьями 16.2 и 49.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 16 Федерального закона "О животном мире" задачей государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира.
Порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16.1 названного Федерального закона контроль за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования водных биологических ресурсов и среды их обитания, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, что в полной мере может быть отнесено к контролю в сфере рыболовства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 осуществление полномочий по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса, возложено на Федеральное агентство по рыболовству (пп. 5.5.15).
Согласно Положению о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденному вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, которым в данном случае является Нижнеобское территориальное управление.
Федеральное агентство по рыболовству осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (п. 5.5.27).
Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что полномочия в части осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области водных биологических ресурсов являются прерогативой Российской Федерации, субъекту Российской Федерации не переданы, норма, позволяющая субъекту Российской Федерации осуществлять полномочия по государственному контролю и надзору в сфере охраны водных биоресурсов во внутренних водных объектах, в указанных законодательных актах отсутствует, государственный контроль осуществляет специально созданный федеральный орган - Федеральное агентство по рыболовству.
Согласно пункта 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, являющегося приложением к постановлению правительства Курганской области от 14.09.2010 года № 405 (далее Положение) указано, что Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее Департамент) является исполнительным органом государственной власти Курганской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, регулирования использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений. Из п. З п.п. 10 Положения следует, что Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти в Курганской области в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно п. 18 Положения к функциям Департамента в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов относятся: сбор и документирование информации для государственного рыбохозяйственного реестра; распределение между пользователями водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области квот добычи (вылова) водных биоресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства; подготовка и заключение договоров пользования водными биологическими ресурсами внутренних вод Курганской области, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается; организация работы Курганского областного рыбохозяйственного совета; организация и проведение конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного и товарного рыболовства; организация промышленного, любительского и спортивного рыболовства в соответствии с действующим законодательством; охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу РФ в соответствии с законодательством (л.д.71)
Таким образом, на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не возложены функции государственного контроля в сфере охраны водных биоресурсов, то есть возможность применения мер принуждения.
На основании анализа данных положений и норм федерального законодательства судья пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку функции государственного контроля и надзора в сфере охраны водных биоресурсов субъекту Российской Федерации не передавались, государственный инспектор Курганской области по охране природы ФИО1 не вправе был осуществлять функции государственного контроля и надзора.
Судьей Мокроусовского районного суда сделан правильный вывод о том, что полномочия в части контроля за соблюдением законодательства в сфере водных биоресурсов субъекту Российской Федерации не передавались, поскольку полномочиями должностные лица органов субъекта Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере охраны рыбных запасов, по составлению протоколов об административном правонарушении, а также рассмотрению административных дел наделяться не могут.
При указанных обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в жалобе заявителем, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 30.7,30.9 КоАП РФ,решил: решение судьи Мокроусовского районного суда Курганской области от 21.05.2013 г. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Курганской области по охране природы ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья С.Н. Клепча
© Курганский областной суд, 2013 oblsud@mail.kurgan.ru