Судья Бурцев М.П. дело № 21-127/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 08 февраля 2018 года
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» ФИО1- ФИО2 на решение судьи Волжского районного суда Самарской области от 21 декабря 2017 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО3 № 24 от 02.10.2017 года о привлечении должностного лица- директора АО «Самарская региональная энергетическая корпорация» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ с назначением наказанием в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО3 № 24 от 02.10.2017 года должностное лицо- генеральный директор АО «Самарская региональная энергетическая корпорация»( далее АО «СамРЭК» или Общество) ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 15 000 рублей.
Представитель генерального директора АО «СамРЭК» ФИО1 по доверенности ФИО2 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просила его отменить, а производство по делу прекратить, указав, что перед началом строительства газопровода АО «СамРЭК» была проведена предварительная работа: постановка земельных участков на государственный кадастровый учет, заключены договоры аренды земельных участков с Администрацией Волжского района Самарской области, получено разрешение на строительство газопровода. 26.08.13 АО «СамРЭК» было получено решение директора Национального парка «Самарская Лука» о согласовании схемы трасс газопроводов. Также пояснила, что строительство объекта газового хозяйства на территории с. Рождествено было начато 06.08.2015 и закончено 08.03.2016. На момент осмотра 28.07.17 строительство уже не велось. Таким образом, правонарушение, вмененное ФИО1, является не длящимся, сроки давности привлечения его к административной ответственности истекли.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО2, решением судьи Волжского районного суда Самарской области от 21 декабря 2017 года постановление административного органа оставлено без изменения, а жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ФИО2 обратилась в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Кроме того, указывает на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, и полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшееся по делу постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО4, нахожу решение судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Государственный природный национальный парк «Самарская Лука» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года № 161. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 990 государственный национальный природный парк отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк «Самарская Лука». Согласно п.6 ст.95 ЗК РФ, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. С дирекцией национального парка должны согласовываться любые строительные мероприятия (расширение, строительство новых объектов и т.д.) на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
В соответствии с п. «д» ч.2 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 г. "Об особых охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство и эксплуатация хозяйственных объектов, не связанных с функционированием национальных парков.
Разделом 3 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. N 69, установлен режим особой охраны территории национального парка, утвержденный в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В соответствии со ст.10 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 г. № 69, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций (кроме случаев, связанных с функционированием национального парка);
В соответствии со ст. ст. 22.23 Приказа Минприроды России от 25.02.2015 N 69 (с изм. от 02.09.2015) "Об утверждении Положения о национальном парке "Самарская Лука" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2015 N 3725522), на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. К охране территории национального парка могут привлекаться работники правоохранительных органов, их рейды на территории национального парка проводятся совместно с должностными лицами Учреждения, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды
В соответствии с п.18 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.15 № 69, на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 предусмотрено, что Минприроды России выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 6 ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории- федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2055-р Национальный парк «Самарская Лука» находится в ведении Минприроды России.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
По смыслу этой статьи под нарушением установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделе "Режим" ("Режим особой охраны") соответствующих индивидуальных положений - о заповеднике, о биосферном полигоне заповедника, о национальном парке, о государственном заказнике, находящемся в ведении заповедника, об охранной зоне заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) либо ее охранной зоне.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.07.2017 года в 11 часов 00 минут по адресу: Самарская область, Волжский район, с. Рождествено, инспекторским составом национального парка «Самарская Лука» произведен осмотр территории национального парка, в ходе которого было установлено, что ФИО1, являясь генеральным директором АО «СамРЭК», в черте <...> Луговая, Островского, Родниковая, Песочная, Берег Воложки, Лесная, Овражный переулок, допустил осуществление прокладки газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения, а также возле каждого дома был выведен стояк. Сведения о разрешении на проведение строительных работ по прокладке газопровода высокого и низкого давления для газоснабжения, согласованных с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Министерством природных ресурсов и экологии РФ в ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» отсутствует, что является нарушением п. «д» ч.2 ст.15 ФЗ РФ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст.10 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.15 № 69.
Вышеуказанное строительство газопровода при отсутствии разрешения Министерства природных ресурсов и экологии РФ на особо охраняемой природной территории- Национального парка «Самарская Лука» является нарушением требований п. «д» ч.2 ст.15 Закона и п. 18 Положения о Национальном парке «Самарская Лука», и подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.
По результатам осмотра, 28.09.2017 года участковым инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО5 в отношении должностного лица- генерального директора АО «СамРЭК» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, а 02.10.2017 года заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО3 вынесено постановление о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Факт совершения и вина ФИО1 в совершении вмененного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: постановлением о назначении административного наказания от 02.10.2017 г., протоколом об административном правонарушении от 28.09.2017 г., письменными объяснениями участкового инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» ФИО5, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 01.08.2017 г., определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.08.2017 г., выпиской из ЕГРЮЛ, актом обследования земельного участка от 28.07.2017 г. и другими материалами дела.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Уставом АО «СамРЭК» предусмотрено, что руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором. Указанную должность, согласно выписке из ЕГРЮЛ, с 05.10.2015 года занимает ФИО1
Доводы, которыми аргументирована жалоба заявителя, в том числе и об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку у АО «СамРЭК» имелось разрешение на строительство, выданное Администрацией Волжского района Самарской области, являются необоснованными, так как в соответствии с Положением о Национальном парке «Самарская Лука» на его территории строительство реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, АО «СамРЭК» необходимо было обратиться в Министерство природных ресурсов РФ за получением разрешения на строительство на территории с. Рождествено, входящего в границы Национального парка «Самарская Лука».
Ссылка в жалобе на то, что АО «СамРЭК» было получено решение, подписанное директором ФГБУ «НП «Самарская Лука» ФИО6 о том, что национальный парк не возражает в согласовании схемы трасс газопроводов высокого и низкого давления для газоснабжения с. Рождествено, не является основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанный документ подтверждает только согласование схемы, но не само строительство газопровода.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством ФГБУ «НП «Самарская Лука» не наделено полномочиями на выдачу разрешений на строительство.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Судом первой инстанции проверена процедура и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, при этом нарушений положений КоАП РФ не установлено.
Административное наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ст.8.39 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка «Самарская Лука» ФИО3 № 24 от 02.10.2017 о привлечении генерального директора АО «СамРЭК» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ и решение судьи Волжского районного суда Самарской области от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу представителя ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков