Судья Д. Дело № 21-127/2020
(дело (****))
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,
при секретаре Николаевой У.А.,
рассмотрев жалобу и.о.начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области Щ. на решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 28 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении коммерческого директора ООО «Газстрой» К., (дд.мм.гг.) года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением и.о.начальника Межрайонного ИФНС России № 2 по Псковской области Щ. от 21 января 2020 года (****), оставленным без изменения решением заместителя руководителя УФНС России по Псковской области от 12 февраля 2020 года (****), коммерческий директор ООО «Газстрой» К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Великолукского городского суда Псковской области от 28 апреля 2020 года указанные постановление и решение должностных лиц изменены в части назначенного К. административного наказания - административный штраф заменён на предупреждение.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, и.о.начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области Щ. ставит вопрос об отмене решения судьи. Полагает, что оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и изменения назначенного наказания на предупреждение, у судьи не имелось, поскольку административное правонарушение, совершённое К., посягает на интересы государства в сфере финансов, защита которых является приоритетной целью законодательства.
Кроме того, полагает нарушенным право налогового органа на участие в рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель МИФНС России № 2 по Псковской области и УФНС России по Псковской области – Н. поддержал доводы жалобы.
К., при надлежащем извещении, на рассмотрение жалобы не явился, представил письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с поздним получением жалобы и необходимостью формирования позиции по делу.
Рассмотрев данное ходатайство, оснований для его удовлетворения не нахожу, поскольку К. не обоснована уважительность причины, в связи с которой он просит отложить рассмотрение жалобы. Так, с учётом направления (дд.мм.гг.) Псковским областным судом жалобы административного органа на его электронную почту, до начала судебного заседания у него имелась реальная возможность для формирования своей позиции по жалобе налогового органа и предоставления её в Псковский областной суд любым доступным способом. По изложенным основаниям, нахожу, что отложение рассмотрения настоящей жалобы приведёт к затягиванию её рассмотрения, и поскольку обязательность рассмотрения ходатайства, не предполагает обязательность его удовлетворения, а разрешение вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившегося лица, является правом судьи, рассматривающего жалобу, полагаю возможным рассмотреть её в отсутствие К.
Выслушав представителя налогового органа, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, в том числе для представления агентам валютного контроля, устанавливается Центральным Банком Российской Федерации.
Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И утвержден Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления.
В пункте 1.3. Инструкции установлено, что справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.
Ведомость банковского контроля, порядок и сроки формирования и ведения которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям уполномоченных банков.
В силу пункта 8.1 Инструкции при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого настоящей Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК (банк учёта контрактов), одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 6 к настоящей Инструкции, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов (далее - подтверждающие документы).
Согласно пункту 8.2.2 справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2 - 8.1.4 пункта 8.1 настоящей Инструкции.
Таким образом, при осуществлении валютных операций резиденты должны представлять уполномоченному банку отчеты о совершенных операциях и подтверждающие документы, в установленном порядке и сроки их предоставления.
Согласно пунктам 16.1 и 16.1.3 Инструкции при представлении резидентом, физическим лицом - резидентом, нерезидентом в уполномоченный банк документов и информации, требование о представлении которых установлено настоящей Инструкцией, уполномоченный банк должен осуществить проверку, соответствия информации (включая код вида подтверждающего документа), указанной резидентом в справке о подтверждающих документах, сведениям, содержащимся в представленных резидентом подтверждающих документах, за исключением информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
В пункте 16.5 Инструкции установлено, что при отрицательном результате проверки, указанной в пункте 16.1 настоящей Инструкции, уполномоченный банк не позднее сроков, установленных для проверки, должен вернуть представленные резидентом, физическим лицом - резидентом документы и информацию с указанием даты и причины отказа в их принятии.
В случае отказа уполномоченного банка в принятии представленных резидентом, физическим лицом - резидентом документов и информации резидент, физическое лицо - резидент должны устранить замечания уполномоченного банка.
В пункте 16.2.2. Инструкции закреплено, что проверка осуществляется уполномоченным банком в следующие сроки: при представлении резидентом справки о подтверждающих документах - в срок не позднее трех рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк, а в отношении справки о подтверждающих документах, указанной в пункте 8.8 настоящей Инструкции, - в срок не позднее десяти рабочих дней после даты ее представления в уполномоченный банк.
В соответствии с пунктом 16.7 Инструкции требования о представлении резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк документов и информации в установленные настоящей Инструкцией сроки будут выполнены резидентом, физическим лицом - резидентом в случае, если они представлены резидентом, физическим лицом - резидентом в уполномоченный банк в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в сроки, установленные пунктом 16.2 настоящей Инструкции.
Из дела следует, что на основании поручения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области от (дд.мм.гг.)(****) в отношении ООО «Газстрой» проведена проверка по вопросу соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования за период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.).
Согласно сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от (дд.мм.гг.), ООО «Газстрой» отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства – является микропредприятием.
В результате проверки установлено, что (дд.мм.гг.) ООО «Газстрой» и ОАО «Д,» заключен договор субподряда (****) и дополнительные соглашения по реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения «У.-Б.» в К-ом районе Псковской области.
(дд.мм.гг.) Обществом указанный договор поставлен на учет в уполномоченном банке ПАО «Сбербанк России» Псковское отделение № 8630, которому банком присвоен уникальный номер (****).
Сторонами в рамках исполнения договора за период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) были составлены акты о приемке выполненных строительных работ, в том числе (****) - на сумму <данные изъяты> рублей, (****) - на сумму <данные изъяты> рублей, (****) - на сумму <данные изъяты> рублей, (****) - на сумму <данные изъяты> рублей, (****) - на сумму <данные изъяты> рублей. На основании вышеперечисленных актов о приемке выполненных строительных работ составлена справка о стоимости выполненных работ и затрат от (дд.мм.гг.)(****) за отчетный период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) на сумму <данные изъяты> рублей.
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы должны были быть представлены в уполномоченный банк в срок не позднее (дд.мм.гг.), фактически Обществом справка представлена в уполномоченный банк по системе «Банк-Клиент» (дд.мм.гг.), то есть с нарушением контрольного срока на <данные изъяты> рабочих дней (период просрочки с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.)).
В результате проверки ПАО «Сбербанк России» Псковское отделение №8630 в представленной Обществом справке о подтверждающих документах от (дд.мм.гг.) установлено, что дата подтверждающего документа указана неверно: в справке указана дата (дд.мм.гг.), при этом подтверждающий документ датирован (дд.мм.гг.) (справка о стоимости выполненных работ и затрат (****)).
(дд.мм.гг.) справка о подтверждающих документах была возвращена Банком Обществу (отказ в принятии справки о подтверждающих документах от (дд.мм.гг.)).
После возврата (дд.мм.гг.) Банком вышеуказанной справки Общество должно было представить в банк документы с учетом исправлений не позднее (дд.мм.гг.). Однако, повторно справка о подтверждающих документах с указанием правильной даты в уполномоченный банк не представлена.
Таким образом, Обществом не соблюдены требования пунктов 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ и подпункта 8.2.2 Инструкции, то есть нарушены требования валютного законодательства путём несоблюдения порядка предоставления подтверждающих документов при осуществлении валютных операций - непредставления справки о стоимости выполненных работ и затрат от (дд.мм.гг.)(****) за отчетный период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.) на сумму (****) рублей.
При таких обстоятельствах, должностные лица и судья районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении пришли к обоснованному выводу о том, что действия коммерческого директора ООО «Газстрой» К. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от (дд.мм.гг.)(****), поручением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №2 по Псковской области от 24 декабря 2019 года (****) и другими материалами дела, которым судьёй дана оценка на предмет допустимости и достоверности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При разрешении вопроса о виде административного наказания, судья Великолукского городского суда обоснованно принял во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также другие обстоятельства дела, и пришел к обоснованному выводу о возможности замены назначенного наказания на предупреждение.
В силу положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В этой связи судьёй учтено, что административное правонарушение совершено К. впервые, ранее он к административной ответственности не привлекался, отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют; последствий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, административное правонарушение не повлекло.
Таким образом, судьёй правильно установлена совокупность юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить по делу положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, решение является мотивированным, в связи с чем оснований не согласиться с его выводами не имеется.
Тот факт, что совершённое К. административное правонарушение посягает на стабильность финансовой системы государства, сам по себе не является основанием для отмены решения судьи, поскольку налоговый орган в данном случае не доказал причинение вреда или угрозу причинения вреда этим охраняемым общественным отношениям.
Довод о процессуальном нарушении прав административного органа ввиду рассмотрения судьёй жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие представителя административного органа подлежит отклонению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, обязывающей судью рассматривать такую жалобу с обязательным участием должностных лиц административного органа. Более того, органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возможность участия должностных лиц административного органа в случаях такой необходимости зависит от усмотрения судьи.
Кроме того, из дела следует, что МИФНС России № 2 по Псковской области было надлежащим образом уведомлено о дате и времени судебного заседания, жалоба рассмотрена судьёй в период действия особого режима работы судов, связанного с распространением коронавирусной инфекции, и поскольку действительная необходимость участия в деле должностного лица административного орана судьёй не установлена, отклонение судьёй заявленного МИФНС России № 2 по Псковской области ходатайства о рассмотрении жалобы с участием его представителя, являлось обоснованным.
Таким образом, процессуальных нарушений или обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы являться основанием к отмене решения судьи, по доводам настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л :
решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 28 апреля 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении коммерческого директора ООО «Газстрой» К., оставить без изменения, жалобу и.о.начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области Щ. - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина