ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-127/2022 от 26.04.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Гергоков Т.Т. Дело №21-127/2022

Р Е Ш Е Н И Е


26 апреля 2022 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Молов А.В.,

при секретаре Абазове Э.А.,

с участием ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11 марта 2022 года об оставлении без изменения постановления инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Эльбрусскому района от 03 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л :

постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Эльбрусскому району лейтенанта полиции ФИО2 № 18810007200000825407 от 03 февраля 2022года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа 500 рублей

Указанным постановлением № 18810007200000825407 от 03 февраля 2022 года ФИО1 признан виновным в том, что, будучи гражданином Российской Федерации, имея постоянное место жительство по адресу: Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, 03 февраля 2022 года в 15 часов 10 минут на 96 км <адрес> управлял транспортным средством ХОНДА с регистрационным знаком , не зарегистрированном на территории Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии с решением судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11 марта 2022 года постановление инспектора №18810007200000825407 от 03 февраля 2022 года оставлено без изменения, а жалоба лица, привлеченного к административной ответственности, отклонена.

Получив копию указанного решения 14 марта 2022 года и не согласившись с ним, ФИО1 23 марта 2022 года через Эльбрусский районный суд КБР обратился в Верховный Суд КБР с жалобой, содержащей просьбу его отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ прекратить.

В жалобе заявитель указывает на то, что ссылка суда в оспариваемом акте на Договор присоединения Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года является несостоятельной, поскольку ограничения установленные указанным договором, а равно их не исполнение, образующие состав правонарушения не могут быть рассмотрены в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.1 КоАП РФ. Так по мнению автора жалобы, такого рода правонарушения связаны с таможенным регулированием, и потому рассмотрение таких дел относится не к компетенции инспектора ДПС, а таможенных органов и рассматриваются в порядке главы 16 КоАП РФ. Помимо этого, в жалобе отмечается, что у инспектора ДПС не имелось достоверных сведений и достаточного объема информации для привлечения ФИО1 по ч.1 ст.12.1 КоАП РФ. По мнению автора жалобы, до вынесения решения об его виновности выяснению подлежали такие вопросы как: когда транспортное средство было ввезено на территорию РФ; статус транспортного средства; ставки, по которым указанный автомобиль был растаможен. В жалобе также отмечается, что в рассматриваемом вопросе его гражданство и постоянное место жительство, вопреки выводам судьи Эльбрусского районного суда КБР никакого значения не имеют.

В завершение заявитель ссылается на нарушение инспектором его процессуальных прав, выразившееся в том, что ему предварительно не были разъяснены его права и обязанности до вынесения постановления по делу.

Будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы на решение судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11.03.2022 года, должностное лицо, вынесшее в отношении ФИО1 оспариваемое постановление, в судебное заседание не явилось, о причинах своей неявки Верховный Суд КБР не уведомило и об отложении заседания не ходатайствовало.

С учетом изложенного, на основании ст. ст. 25.1, 25.15 КоАП РФ судьей определено разрешить жалобу ФИО1 в отсутствие названного лица.

В судебном заседании ФИО1 поддержал жалобу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, выслушав ФИО1, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Порядок регистрации транспортных средств установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила).

В соответствии с действующим законодательством владелец транспортного средства обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Также в соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

К тому же учитывается следующее.

Согласно пункта 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, согласно которому государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.

В то же время данные требования не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в "международном движении", если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года (статья 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 08 ноября 1968 г.)).

Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве - члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок. Такие требования не распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. При этом гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц Евразийского экономического союза, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.

Приведенные нормы согласуются также пунктом 35 приложения N 3 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., согласно которому автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

То есть срок использования таких автомобилей не ограничен на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза, но их отчуждение, передача в пользование, распоряжение иным лицам, не являющимся гражданами Республики Армения (постоянно проживающим на территории Российской Федерации), возможны только при условии их таможенного декларирования и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в том, что 03 февраля 2022 года в 15 часов 10 минут на 96-м км. ФД «Прохладный-Баксан-Азау» управлял автомобилем марки Хонда с регистрационными знакам 36 СО 346, не зарегистрированным в установленном порядке.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Эльбрусского районного суда КБР посчитал установленными обстоятельства, изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, пришел к выводу о законности состоявшегося по делу акта. При этом судья районного суда исходил из того, что доказательств того, что указанное транспортное средство было ввезено на срок не более одного года, не представлено. ФИО1 являясь гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, управлял транспортным средством, ввезенным из Республики Армения на территорию Российской Федерации и не зарегистрированным в установленном порядке.

Решение судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11 марта 2022 года нельзя признать законным и обоснованным в связи со следующим.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, рассматривающее дело должно дать оценку доказательствам в их совокупности.

Исходя из положений статьи 49 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность по представлению доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

Следовательно, административный орган обязан доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности.

В рассматриваемом случае должностные лица органа ГИБДД должны были доказать факт управления 03 февраля 2022 года автомобилем, не зарегистрированном в установленном порядке.

При этом материалами дела не подтверждается время приобретения автомобиля Хонда с регистрационными знакам 36 СО 346 ФИО1

Вместе с тем, согласно имеющимся в материалах дела документам, отсутствуют копия паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации ТС.

При этом, выводы суда о том, что транспортное средство зарегистрировано в Республике Армения, то есть зарегистрировано в другом государстве – члене ЕАЭС за ФИО1 как за гражданином Российской Федерации ввиду чего требовалась бы регистрация автомобиля в подразделениях Госавтоинспекции в 10-тидневный срок, материалами дела не подтверждаются.

При таких обстоятельствах решение судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство - прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Судья А.В. Молов