Судья Чепик С.А. дело № 21-1283/2023
РЕШЕНИЕ
«27» июня 2023 года г. Красногорск
Московской области
Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Андрианова Г.Б., действующего на основании доверенности в интересах ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» на решение судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» в отношении ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ»,
при секретаре Нестеровой А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением должностного лица № 05/0101/2021 от 07.09.2021г., вынесенного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области Сусаниным М.С., ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, представитель Андрианов Г.Б., действующий на основании доверенности в интересах ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» его обжаловал, просил отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Андрианова Г.Б., действующего на основании доверенности в интересах ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ», поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, суд второй инстанции оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения не усматривает.
Из материалов дела усматривается, что 03.09.2021г. в 10 часов 08 минут, по автодороге М-10 «Россия» на 63км +340м, с использованием транспортного средства Камаз 6520, номер <данные изъяты>, осуществлено перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, в нарушении порядка, установленного ч. 10 ст. 50 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», и иных нормативных правовых актов Московской области. Согласно сведениям, содержащимся в подсистеме Электронный талон ОССиГ государственной информационной системы «Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области), электронный талон на указанное транспортное средство на 29.09.2022 отсутствовал.
Собственником (владельцем) транспортного средства является ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 6. 26 КоАП МО нарушение порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Грунт это любая горная порода или почва, а также твердые отходы производственной и хозяйственной деятельности человека, представляющие собой многокомпонентную систему, изменяющуюся во времени, и используемые как основание, среда или материал для возведения зданий и инженерных сооружений. Классификация грунтов указана в ГОСТ 25100-2020 «Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация», к грунтам относится и плодородный слой почвы.
При этом ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ предусматривает, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица.
На основании ч. 16 ст. 56 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» юридические лица, осуществляющие свою деятельность па территории Московской области при осуществлении обращения с ОССиГ обязаны соблюдать требования, установленные порядком обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области, утверждаемым уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды. Перемещение ОССиГ до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами в соответствии с Порядком обращения с отходами строительства и сноса на основании разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, выданного исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность па территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, до объектов их обработки, обезвреживания, утилизации и размещения осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Порядком обращения с отходами строительства и сноса на основании разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, выданного исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Процедура, порядок выдачи и форма разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, устанавливаются уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере охраны окружающей среды.
Согласно п. 1.2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.02.2021 г. № 134-РМ «Об утверждении Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области» установленный порядок обязателен для исполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, в результате деятельности которых образуются отходы строительства, сноса зданий и сооружений и грунтов (ОССиГ) или осуществляющих деятельность в области обращения с ОССиГ на территории Московской области. Порядок подлежит применению в процессе обращения с ОССиГ на всех этапах технологического цикла, от образования до вовлечения извлекаемых вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот в качестве сырья.
Согласно п. 5.2 вышеуказанного распоряжения перемещение ОССиГ по территории Московской области осуществляется отходоперевозчиками на основании разрешения на перемещение ОССиГ, получаемого в соответствии с пунктом 8.1 раздела 8 Порядка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.7.1 пункта 3.7 раздела 3 Порядка. Отходопроизводитель, отходополучатель вправе самостоятельно осуществлять перемещение ОССиГ при наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (при перемещении отходов III-IV классов опасности). Перемещение ОССиГ в рамках разрешения на перемещение ОССиГ подтверждается электронным талоном, сформированным лицом, получившим разрешение на перемещение ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.7.2 пункта 3.7 раздела 3 Порядка либо лицом, указанным в разрешении на перемещение ОССиГ, выданном в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 Порядка в личном кабинете ИС Электронный талон ОССиГ, с указанием: даты перемещения ОССиГ; адреса объекта образования ОССиГ; вида транспортного средства, его государственного регистрационного знака, вместимости кузова (м3); вида или группы однородных ОССиГ (с указанием кодов ФККО) и объема перемещаемого ОССиГ; адреса станции перегруза ОССиГ (при направлении ОССиГ на станцию перегруза ОССиГ в соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Порядка) либо наименования отходополучателя и адреса объекта приема (переработки) ОССиГ.
Согласно п. 5.9 Порядка обращения с ОССиГ, нарушением порядка перемещения ОССиГ являются: перемещение ОССиГ без разрешения па перемещение ОССиГ и (или) электронного талона; перемещение ОССиГ с объекта образования ОССиГ па объект приема (переработки) ОССиГ на транспортном средстве, которое не указано в электронном талоне; перемещение ОССиГ с нарушением срока действия электронного талона.
Формирование электронного талона в рамках разрешения на перемещение ОССиГ, выдаваемого в соответствии с подпунктом 8.1.4 пункта 8.1 раздела 8 Порядка, в ИС Электронный талон ОССиГ осуществляется в автоматическом режиме с использованием необходимой для формирования электронного талона информации, содержащейся в указанных системах.
Электронный талон формируется на дату, в которую планируется осуществить перевозку ОССиГ, и подлежит учету (погашению) отходо получателем незамедлительно после приема ОССиГ на объекте приема (переработки) ОССиГ или станции перегруза ОССиГ. (в ред. распоряжения Минэкологии МО от 29.11.2021 г. №-РМ).
В соответствии со ст. 14 Закона МО № 171\2001-03 «Об отхода производства и потребления в Московской области» юридические лица и ИП, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны получать разрешение на их перемещение, что подтверждается электронным талоном и его отсутствие является нарушением порядка обращения с ОССи Г.
Как регламентирует ст.2.6.1 КоАП РФ, к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Решение суда мотивировано, законно и обоснованно, им дана оценка имеющихся в деле доказательств и законности постановленного по делу решения органа административной юрисдикции, решение не противоречит требованиям КоАП РФ и оснований для его отмены не усматривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В соответствии с примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ, положение ч. 3 данной статьи о том, что лицо не должно доказывать свою невиновность не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, в случае фиксации их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, т.е. бремя доказывания лежит на лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Между тем, доказательств, подтверждающих тот факт, что в момент фиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении иного лица, ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» в городской суд представлено не было.
В судебном заседании второй инстанции защитник общества поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Довод заявителя, что смет уличный не является продуктом создания или сноса зданий, строений, сооружений, в том числе грунтов (ОССиГ), а является твердым коммунальным отходом (ТКО), образующимися в процессе уборки автомобильных дорог г.Москвы, является несостоятельным, поскольку противоречит порядку обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области (Утв.распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.02.2021г. № 134-РМ), в которой указано, что к отходам строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе, (далее-ОССиГ) относится мусор и смет уличный(7 31 200 01 72 4), мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (7 31 200 02 72 5).
Иных доводов, содержащих правовые аргументы, влияющие на выводы судов, в жалобе не приведено
Административное наказание ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» назначено в пределах санкции части 1 ст. ст. 6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 и ч. 3 ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
решение судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.26 Закона Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» в отношении ГБУ ГМ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья М.В. Мертехин