ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1287/17 от 06.09.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

г. Уфа РБ 06 сентября 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.

при секретаре Идельбаеве З.Р.,

в отсутствие Шайбакова Р.А. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство,

Ишимова Р.Ф защитника лица, в отношении которого возбуждено административное производство,

Имаевой Л.А. – заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан,

извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,

рассмотрев жалобу защитника Ишимова Р.Ф. в интересах Шайбакова Р.А. на решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года, которым:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Имаевой Л.А. №22-09/37 от 21 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шайбакова Рустема Ахтямовича оставлено без изменения, жалоба защитника Кариповой Э.И. – без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – УФК по РБ) Имаевой Л.А. №22-09/37 от 21 октября 2016 года генеральный директор Акционерного общества «Салаватский химический завод» (далее – АО «СХЗ») Шайбаков Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований пункта 1 статьи 236 Бюджетного кодекса РФ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», выразившееся в том, что полученные АО «СХЗ» в процессе исполнения федерального бюджета бюджетные средства размещены Шайбаковым Р.А. по договору №27020-07-15-09 от 20 июля 2015 года платежным поручением № 54 от 21 июля 2015 года за его подписью с расчетного счета № 40702810716241001655 АО «СХЗ» в сумме 1 668 220 000 рублей на 32 календарных дня на банковском депозите Приволжского филиала ПАО «Промсвязьбанк», полученные дополнительные доходы в учете АО «СХЗ» отражены как внереализационные собственные доходы.

Не соглашаясь с постановлением заместителя руководителя УФК по РБ Имаевой Л.А. №22-09/37 от 21 октября 2016 года, защитник Шайбакова Р.А. - Карипова Э.И., действующая на основании доверенности, обжаловала его в суд, предлагая отменить за незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Шайбакова Р.А. состава административного правонарушения. Указывается, что условиями договоров и соглашений, действующими нормами закона не установлен запрет на размещение средств, выделенных юридическим лицам в рамках статьи 80 Бюджетного кодекса РФ, на депозитах кредитных организаций. Договоры от 25 декабря 2013 года, от 25 ноября 2014 года, от 08 декабря 2015 года не предусматривают единовременного освоения бюджетных инвестиций, направленных в качестве взноса в уставной капитал АО «СХЗ» в целях реконструкции производства специального ракетного топлива. АО «СХЗ» не является участником бюджетного процесса, а полученные бюджетные инвестиции не являются бюджетными средствами. С момента передачи акций АО «СХЗ» государству в лице его представительного органа бюджетные инвестиции, переданные в качестве взноса в уставной капитал общества, становятся средствами акционерного общества и не участвуют в процессе исполнения бюджета. До 01 апреля 2016 года законодательно не было установлено запрета на размещение указанных бюджетных инвестиций на счетах кредитных организаций на депозитах.

Судьей Салаватского городского суда Республики Башкортостан 17 мая 2017 года принято указанное обжалуемое решение.

Не соглашаясь с решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года, в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой обратился защитник Ишимов Р.Ф., предлагая его отменить, вынести решение об отмене постановления должностного лица №22-09/37 от 21 октября 2016 года по тем же доводам, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на 2016 год и Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 14 июля 2016 года № 224 «О назначении выездной проверки» проведена выездная проверка использования средств, предоставленных АО «СХЗ» из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства специального ракетного топлива.

В ходе проверки установлен факт размещения АО «СХЗ» на банковском депозите денежных средств в размере 1 668 220 000 рублей из средств федерального бюджета, полученных по договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций № 01-09/444дсп от 25 ноября 2014 года, и средств, полученных в качестве процентов по соответствующим договорам банковского депозита, которые перечислены АО «СХЗ» в Приволжский филиал ПАО «Промсвязьбанк» на депозитный счет.

Размещение средств федерального бюджета произведено по договору №27020-07-15-09 от 20 июня 2015 года платежным поручением № 54 от 21 июля 2015 года с расчетного счета № 40702810716241001655 АО «СХЗ» на сумму 1 668 220 000 рублей сроком на 32 календарных дня.

В договоре №27020-07-15-09 от 20 июля 2015 года срочного депозита значится подпись генерального директора АО «СХЗ» Шайбакова Р.А.

На платежном поручении №54 от 21 июля 2015 года на размещение денежных средств в депозит имеется отметка, что электронный документ принят по системе дистанционного банковского обслуживания, подписан электронной подписью, а также имеется отметка банка, что указанное поручение банком исполнено 21 июля 2015 года.

Должностное лицо УФК по РБ, привлекая Шайбакова Р.А. к административной ответственности по статье 15.15.12 КоАП РФ, исходит из того, что предоставленные Российской Федерацией на основании договоров между главным распорядителем средств федерального бюджета - Минэнерго и АО «СХЗ», Федеральным космическим агентством (далее – Роскосмос) и АО «СХЗ», заключенными в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные инвестиции в силу статей 6, 10, 13, 69 Бюджетного кодекса РФ являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, предоставленными на реконструкцию производства специального ракетного топлива в 2014-2016 годах, в силу чего АО «СХЗ» является фактически получателем бюджетных средств и исполнителем федерального бюджета, использовало их и отчитывалось за них. Самостоятельным размещением обществом целевых бюджетных инвестиций на депозитном счете банка нарушены требования пункта 1 статьи 236 Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2011 года №1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах», пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», которыми предусмотрен запрет на размещение целевых бюджетных средств в банковские депозиты, а также иные финансовые инструменты для получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета, размещение целевых бюджетных средств в банковские депозиты разрешено только Федеральному казначейству.

С выводом судьи первой инстанции о законности и обоснованности постановления должностного лица Управления о назначении наказания в отношении Шайбакова Р.А. нельзя не согласиться в виду следующего.

Статьей 15.15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.

Запрет на размещение бюджетных средств на банковских депозитах установлен пунктом 1 статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), действующего на момент правонарушения, согласно которому размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.

В силу пункта 2 статьи 236 БК РФ порядок размещения средств федерального бюджета на депозитных счетах определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2011 года № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» утверждены Правила размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, согласно которым размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в кредитных организациях осуществляется только Федеральным казначейством и в случае их соответствия требованиям, установленным Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году операции с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными частью 1 статьи 5 Федерального закона (далее - целевые средства), осуществляются при условии запрета размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.

В соответствии с Федеральными законами от 03 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 02 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», от 01 декабря 2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» АО «СХЗ» предоставлены средства федерального бюджета по договорам, в том числе: в лице Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго) по договору о предоставлении бюджетных инвестиций от 25 декабря 2013 года №01-05/698; в лице Роскосмоса по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25 ноября 2014 года №997-БИ01/14/363 и от 08 декабря 2015 года №997-БИ01/15/318 в виде бюджетных инвестиций всего на сумму ... рублей, из них 1-й транш поступил 27 декабря 2013 года на сумму ... рублей, 2-й транш поступил 09 декабря 2014 года на сумму ... рублей, 3-й транш поступил 28 декабря 2015 года на сумму ... (далее - договоры).

Договоры заключены в соответствии со статьей 80 БК РФ.

Предметом договоров, в том числе договора от 25 ноября 2014 года №01-09/444дсп, является предоставление Российской Федерацией застройщику - АО «СХЗ» бюджетных инвестиций на условиях, установленными указанными договорами.

Из договора от 25 ноября 2014 года №01-09/444дсп следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО «СХЗ», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, направлены на достижение одной цели - реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция производства НДМГ на Химическом заводе ОАО «Газпром нефтехим Салават».

Согласно пункту 3 договора, условиями предоставления АО «СХЗ» бюджетных инвестиций являются:

- бюджетные инвестиции предоставляются в целях реконструкции производства специального ракетного топлива (далее – объект) в пределах, предусмотренных Федеральным законом от 01 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» (пункт 3.1 договора);

- денежные средства, полученные АО «СХЗ» в соответствии с настоящим договором в счет оплаты акций, направляются АО «СХЗ» на финансирование работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, которые производятся в соответствии с соглашением о предоставлении в 2015 году бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива, заключаемым между Роскосмосом и застройщиком – АО «СХЗ». Использование предоставленных бюджетных инвестиций на цели, не соответствующие пункту 3.1 настоящего договора, не допускается (пункт 3.2 договора);

- бюджетные инвестиции перечисляются на отдельный расчетный счет, открытый застройщиком исключительно для целей, указанных в пункте 3.1 указанного договора (пункт 3.3 договора).

Пунктом 1 статьи 80 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Роскосмос и АО «СХЗ» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключали в 2013 году, в 2014 году, в 2015 году ежегодные соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива.

Так, по соглашению от 27 ноября 2014 года №997-БИ01/14/363/с (далее - Соглашение) предметом соглашения является осуществление совместных действий Роскосмоса и застройщика по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства специального ракетного топлива в соответствии с приложением № 1 к Соглашению в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Роскосмосу в сумме не более ... рублей (пункт 1.1 Соглашения).

Приложением № 1 к Соглашению определен перечень работ по реконструкции производства специального ракетного топлива, финансируемых в 2014-2016 годах за счет предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотрено освоение бюджетных средств в сумме 2 082 830 000 рублей.

Согласно подпункту 2.2.4 Соглашения, АО «СХЗ» обязуется осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения, то есть в соответствии с предметом Соглашения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 941, а также в соответствии с подпунктом 2.2.2.3 Соглашения, с подпунктом 3.2.14 Договора, АО «СХЗ» предоставляет в Роскосмосу отчетность об использовании бюджетных инвестиций.

В пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что предоставление бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам осуществляется в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в котором предусматриваются положения:

целевое назначение бюджетных инвестиций (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих открытому акционерному обществу объектов капитального строительства указываются наименование объекта, его предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию);

порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции.

В силу статьи 6 БК РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

В соответствии со статьей 69 БК РФ бюджетные инвестиции являются одним из видов бюджетных ассигнований.

При этом согласно части 2 статьи 80 БК РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.

В силу статьи 80 БК РФ АО «СХЗ» фактически является получателем бюджетных инвестиций по договору и Соглашению, заключенными с главным распорядителем - средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции - Роскосмосом.

В силу статьи 152 БК РФ получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса.

Об участии АО «СХЗ» в процессе исполнения федерального бюджета указывает также требование пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), где указано, что «при предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций», которое АО «СХЗ» соблюдало при расходовании бюджетных инвестиций.

В договоре о предоставлении бюджетных инвестиций в 2015 году от 25 ноября 2014 года № 01-09/444дсп и Соглашении от 27 ноября 2014 года №997-БИ01/14/363/с о предоставлении бюджетных АО «СХЗ» не предусмотрены нормы, разрешающие размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах, поскольку бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях: в частности, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должен соблюдаться указанный запрет.

Следовательно, материалами дела установлено, что АО «СХЗ» является получателем бюджетных инвестиций, которые в силу статьи 6 БК РФ являются бюджетными средствами, направленными на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного имущества, является исполнителем федерального бюджета, использовало бюджетные средства и отчитывалось за них. При предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции на такое юридическое лицо статьей 236 БК РФ, в том числе в редакции, действующей на момент правонарушения, возлагается запрет на размещение целевых бюджетных средств в банковские депозиты, а также иные финансовые инструменты для получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета. Размещение целевых бюджетных средств в рассматриваемом случае в банковские депозиты разрешено только Федеральному казначейству.

Действия, связанные с самостоятельным размещением обществом целевых бюджетных инвестиций на депозитном счете банка, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на письмо Министерства финансов РФ от 25 января 2016 года № 02-04-11/2830, не являющееся нормативным правовым актом, не ставит под сомнение вывод судьи первой инстанции о законности и обоснованности постановления должностного лица УФК по РБ № 22-09/37 от 21 октября 2016 года в отношении Шайбакова Р.А.

Вывод судьи первой инстанции о том, что руководитель АО «СХЗ» Шайбаков Р.А. является субъектом ответственности за вменяемое правонарушение, основан на материалах дела и законе.

В соответствии с приказом АО «СХЗ» о вступлении в должность генерального директора от 01 ноября 2012 года № 1 Шайбаков Рустем Ахтямович вступил в должность генерального директора АО «СХЗ» с 01 ноября 2012 года, с ним заключен трудовой договор 31 октября 2012 года №б/н сроком действия по 30 октября 2017 года.

В соответствии с пунктом 1.7 трудового договора генеральный директор несет персональную ответственность за деятельность АО «СХЗ».

В соответствии с пунктом 2.1 трудового договора генеральный директор в соответствии с действующим законодательством и Уставом АО «СХЗ» организует ведение бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и составления отчетности АО «СХЗ», выполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его текущей деятельности.

Порядок привлечения к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухгодичного срока давности привлечения к административной ответственности соблюден. Протокол об административном правонарушении составлен 05 сентября 2016 года в отсутствие Шайбакова Р.А., извещенного надлежащим образом уведомлением, полученным им лично 29 августа 2016 года (л.д.106). Дело рассмотрено с участием защитника Кариповой Э.И. по доверенности, в отсутствие Шайбакова Р.А., извещенного лично надлежащим образом (л.д.45-46), что не оспаривается.

Жалоба судьей первой инстанции рассмотрена в отсутствие Шайбакова Р.А., извещенного надлежащим образом (л.д.213-214), что не оспаривается.

Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица органа надзора и решения судьи первой инстанции, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шайбакова Рустема Ахтямовича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова

Справка

судья Салимов И.М.

дело № 33А-21-1287/2017