ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-128/2022 от 09.03.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Кузнецов А.А. Дело № 21-128/2022

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 09 марта 2022г.

Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Шахта Бутовская», ИНН 4205003585, находящегося по адресу: ул. Городецкая, 1, г. Кемерово,

по жалобе защитника ООО «Шахта Бутовская» Сизёвой А.С. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Квасникова Д.С. от 05 октября 2021г. и решение судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 27 января 2022г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ст. госинспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Квасникова Д.С. от 05.10.2021, оставленным без изменения решением судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 27.01.2022, ООО «Шахта Бутовская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

В жалобе защитник ООО «Шахта Бутовская» Сизёва А.С. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что заключение федерального государственного экологического надзора предоставляется исключительно в целях ввода построенного объекта в эксплуатацию; в 2018 году заключение федерального государственного экологического надзора на объекты не требовалось, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию получены (на момент ввода объектов в эксплуатацию государственный экологический надзор осуществлялся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора), право собственности ООО «Шахта Бутовская» зарегистрировано.

Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Согласно п. 7 ст. 54 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется посредством федерального государственного строительного надзора, осуществляемого в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ч.1 ст.54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в п.1 ч.5 ст.49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч.1.3 ст.52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

В соответствии с абз. 5 ст. 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В силу п.7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной на основании Решения Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 05.08.2021 №889-кн с 10 по 23 августа 2021 года плановой выездной проверки в отношении ООО «Шахта Бутовская», 23.08.2021 в 16-00 часов установлено нарушение Обществом требований природоохранного законодательства, а именно:

- отсутствует Заключение федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства - «Проект отработки Кемеровского каменноугольного месторождения запасов угля на участке «Чесноковский» ООО «Шахта «Бутовская» II очередь: отработка пластов Артельного и Кумпановского. 1 этап» («Здание подъемной машины 2JK- 5х2,4/22Е-2х800», «Здание нагнетательной вентиляторной установки 2ВДК-10-№40»);

- отсутствует Заключение федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства -«Строительство железнодорожной станции Бутовская на ООО «Шахта «Бутовская»;

- не осуществлена реализация объекта государственной экологической экспертизы «Породный отвал с отстойником ливневых и талых вод ООО «Шахта «Бутовская» в части объема капитального строительства - находятся в стадии строительства «Породный отвал»,

чем нарушены п. 7 ст. 54, п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ; п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ; п. 5 ст. 18, абз. 5 ст. 27, п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ; Том 6. Раздел 6 Проект организации строительства проектной документации «Породный отвал с отстойником ливневых и талых вод ООО «Шахта «Бутовская», разработанной ООО «Главное Проектно- Конструкторское Бюро Кузбасса» в 2018 году.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья районного суда пришел к выводу о доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в том числе, в части несоблюдения Обществом требований природоохранного законодательства, выразившегося в отсутствии Заключений федерального государственного экологического надзора на указанные объекты капитального строительства и отсутствии реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Между тем, суд находит заслуживающими внимания доводы жалобы об отсутствии нарушений ООО «Шахта Бутовская» ч.7 ст. 54, п.9 ч.3 ст. 55 ГрК РФ.

Как следует из материалов дела, объекты капитального строительства «Проект отработки Кемеровского каменноугольного месторождения запасов угля на участке «Чесноковский» ООО «Шахта «Бутовская» II очередь: отработка пластов Артельного и Кумпановского. 1 этап» («Здание подъемной машины 2JK- 5х2,4/22Е-2х800», «Здание нагнетательной вентиляторной установки 2ВДК-10-№40») и «Строительство железнодорожной станции Бутовская на ООО «Шахта «Бутовская» построены и введены Обществом в эксплуатацию до 23.10.2018 и 16.07.2018, о чем имеются соответствующие разрешения №42-32-30000152-2018 и 42-32-30000146-2018.

Также из материалов дела усматривается, что в отношении объекта капитального строительства «Проект отработки Кемеровского каменноугольного месторождения запасов угля на участке «Чесноковский» ООО «Шахта «Бутовская» II очередь: отработка пластов Артельного и Кумпановского. 1 этап» («Здание подъемной машины 2JK- 5х2,4/22Е-2х800», «Здание нагнетательной вентиляторной установки 2ВДК-10-№40») получено заключение Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных актов и проектной документации от 12.10.2018 № 01-25-06/13794; в отношении объекта «Строительство железнодорожной станции Бутовская на ООО «Шахта «Бутовская» - заключение Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям нормативных актов и проектной документации от 22.11.2017 № 507/04-06.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 ГрК РФ не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Таким образом, в отношении спорных объектов при строительстве должен был осуществляться как строительный, так и экологический надзор.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приведен в ч.3 указанной статьи.

В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент ввода объектов в эксплуатацию) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе, следующие документы:

- заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ч. 1 ст. 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с ч. 1.3 ст. 52 настоящего Кодекса частью такой проектной документации);

- заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 54 настоящего Кодекса.

Таким образом, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 54 ГрК РФ в отношении спорных объектов должен был быть осуществлен экологический надзор, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нормами действующего законодательства на момент ввода объекта в эксплуатацию было предусмотрено предоставление заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Данное заключение предоставляется исключительно в целях ввода построенного объекта в эксплуатацию.

В соответствии с п. 8 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей на момент ввода объектов в эксплуатацию) в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктом 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.

Исходя из приведенных нормативных положений, на момент ввода объектов в эксплуатацию государственный экологический надзор в отношении объектов осуществлялся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, в данном случае Сибирским Управлением Ростехнадзора, Инспекцией государственного строительного надзора Кемеровской области.

В отношении спорных объектов строительный и экологический надзор осуществлен уполномоченным на тот момент органом, вышеуказанные объекты введены в эксплуатацию соответствующим разрешением и эксплуатируются Обществом.

При этом, разрешения на ввод в эксплуатацию, в установленном порядке не оспорены.

Соглашаясь с выводами должностного лица о нарушении ООО «Шахта Бутовская» п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 5 ст. 18, абз. 5 ст. 27, п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; Том 6. Раздел 6 Проект организации строительства проектной документации «Породный отвал с отстойником ливневых и талых вод ООО «Шахта «Бутовская», разработанной ООО «Главное Проектно- Конструкторское Бюро Кузбасса» в 2018 году, выразившемся в неосуществлении реализации объекта государственной экологической экспертизы «Породный отвал с отстойником ливневых и талых вод ООО «Шахта «Бутовская» в части объема капитального строительства - находятся в стадии строительства «Породный отвал», судья не принял во внимание, что положения п. 5 ст. 18, абз. 5 ст. 27, п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не содержат требования о своевременном окончании работ по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных проектной документацией, несоблюдение которого вменено ООО «Шахта Бутовская», и данное нарушение не охватывается составом ст. 8.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что вывод о наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ в действиях (бездействии) ООО «Шахта Бутовская», является необоснованным, в связи с чем, постановление должностного лица и решение судьи районного подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Квасникова Д.С. от 05 октября 2021г., решение судьи Рудничного районного суда г. Кемерово от 27 января 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Шахта Бутовская» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу – удовлетворить.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Ярова