Судья Лобановская Е.А. Дело № 21-128/2022
РЕШЕНИЕ
Петропавловск-Камчатский 29 июня 2022 года
Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу защитника Солодянкиной Н.В. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 мая 2022 года, которым постановлено:
«Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 10.03.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал», оставить без изменения, а жалобу защитника Солодянкиной Натальи Владимировны, без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее также – должностное лицо) от 10 марта 2022 года №, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 мая 2022 года, краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее также – КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности послужило то, что Предприятием осуществляется сброс неочищенных стоков в рельеф местности из КНС-403 с последующим стеканием в реку Кирпичная.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник КГУП «Камчатский водоканал» Солодянкина Н.В. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения. Указывает на то, что обстоятельства, изложенные в постановлении должностного лица, не соответствуют действительности. Излив сточных вод на рельеф местности происходит из подземной трубы, которая имеет признаки бесхозяйного имущества, что свидетельствует о том, что нарушений экологических требований в части организации отведения сточных вод от жилой застройки в районе <адрес> со стороны Предприятия не допущено.
Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда постановил указанное решение.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник Солодянкина Н.В., полностью повторяя доводы, изложенные в жалобе, поданной в городской суд, просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав защитника Предприятия Солодянкину Н.В., заместителя Камчатского природоохранного прокурора Бляхера А.Л., проверив материалы дела, не нахожу оснований для отмены состоявшихся постановления государственного инспектора РФ и решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда.
Административная ответственность по статье 8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 год № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из положений статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (статья 51 Федерального закона № 7-ФЗ).
Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения следует понимать инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу положений части 1 статьи 10 названного закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 3.1.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что основными задачами служб эксплуатации систем водоотведения являются: а) обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций; б) обеспечение проектных параметров очистки сточных вод; в) осуществление лабораторно-производственного контроля за работой всех элементов системы; г) технический надзор за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов канализации и ввод их в эксплуатацию; д) осуществление пробной или временной эксплуатации сооружений; е) контроль за сбросом в городскую канализацию сточных вод промышленными абонентами.
Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края 15 октября 2021 года проведено обследование земельных участков в районе <адрес> в ходе которого установлено, что в точке с географическими координатами 53?01,475" СШ 158?42,256" ВД расположена нефункционирующая канализационно-насосная станция (далее КНС-1), в 10 метров от которой в точке с географическими координатами 53?01,479" СШ 158?42,263" ВД обнаружен сброс на рельеф неочищенных канализационных сточных вод, которые в свою очередь стекают в реку <данные изъяты> и далее в озеро <данные изъяты> Согласно данным планшета М-11-а-2 градостроительного плана земельного участка обнаруженный выпуск выходит из КНС-1.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 9 июня 2021 года № 1209 утверждена актуализированная схема водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2030 года (далее также – Актуализированная схема).
В пункте 1.1.1 Актуализированной схемы указано, что в Восточной части города хозяйственно-бытовые стоки жилого района <адрес>» отводились по трем системам через три канализационные станции на единые очистные сооружения биологической очистки, которые с конца прошлого года выведены из эксплуатации и не подлежат восстановлению. Также в нерабочем состоянии находятся КНС. Сброс стоков осуществляется самотеком, без очистки в ручей на месте недействующих очистных сооружений (выпуски Солнечный - 1, 2,3).
В эксплуатационной зоне ответственности КГУП «Камчатский водоканал» находятся выпуски: <данные изъяты>), <данные изъяты>), <данные изъяты>).
В пункте 1.1.3 названной схемы, дано описание технологических зон водоотведения, а именно:
- технологическая зона №: сточные воды части жилой застройки по <адрес>, Восточной производственной зоны по самотечным коллекторам отводятся на выпуск <данные изъяты>» и далее по выпуску диаметром 200 мм на рельеф местности без очистки;
- технологическая зона № сточные воды части жилой застройки по <адрес>, <адрес> Восточной производственной зоны по самотечным коллекторам отводятся на выпуск «<данные изъяты>» и далее по выпуску диаметром 200 мм на рельеф местности без очистки;
- технологическая зона №: сточные воды части жилой застройки по ул. <адрес> Восточной производственной зоны по самотечным коллекторам отводятся на выпуск «<данные изъяты>» и далее по выпуску диаметром 200 мм на рельеф местности без очистки.
Аналогичные сведения о сбросе на рельеф сточных вод, отводимых от объектов по <адрес>, <адрес>, <адрес>, приведены в Таблице 1.19 схемы (Перечень бассейнов канализования с привязкой к технологическим зонам водоотведения ПКГО).
Обнаруженное в ходе обследования здание КНС №, расположенное в географических координатах 53.024645, 58.704426 (53?01,475" СШ 158?42,256" ВД (система WGS-84) является объектом капитального строительства и принадлежит КГУП «Камчатский водоканал» на праве хозяйственного ведения.
Из экспертного заключения от 24 января 2022 года № следует, что сточная вода от КНС-403 превышает допустимые значения, относительно предельно-допустимой концентрации (далее – ПДК) для воды водных объектов рыбохозяйственного значения по следующим веществам: БПК5 в 96,2 раза, взвешенные вещества в 4,9 раз, ион аммония в 108 раз, фосфаты в 254 раза, железо в 6,9 раза, АПАВ в 42 раза, нефтепродукты в 7,4 раза, нитрит-ион в 2,6 раза, фенолы общие в 12,2 раза. Установлено наличие острой токсичности в сточной воде.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что КГУП «Камчатский водоканал» при эксплуатации объекта капитального строительства КНС № осуществляло сброс неочищенных сточных вод в рельеф местности с превышением допустимых значений загрязняющих веществ – нормативов допустимых сбросов, тем самым Предприятием не выполнены экологические требования при эксплуатации сооружений по сбросу сточных вод, что влечет административную ответственность по статье 8.1 КоАП РФ.
Выводы о наличии в действиях юридического лица состава указанного административного правонарушения основаны на представленных в деле и исследованных должностным лицом и судьей доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Обстоятельства дела установлены на основании совокупности исследованных доказательств и в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Изложенные защитником Солодянкиной Н.В. в жалобе доводы, аналогичны приводимым при рассмотрении дела должностным лицом и в городском суде, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность состоявшихся по делу постановления и решения, либо опровергали выводы обжалуемого решения судьи, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения судьи районного суда.
При проверке дела в полном объеме процессуальных нарушений требований КоАП РФ, которые повлекли бы за собой отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица, не имеется, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда
РЕШИЛ
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 10 марта 2022 года № и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Солодянкиной Н.В. – без удовлетворения.
Судья А.Н. Венин