ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-12/18 от 06.04.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

№ 21-12/2018

Р Е Ш Е Н И Е

6 апреля 2018 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Созаева С.А.,

при секретаре Отарове А.М.

с участием представителей Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта – Мамбетова А.Х. и Яхутлова А.А., и представителя директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. – Тхамокова В.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетова А.Х. на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И.,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетова А.Х. № 08-33/30 от 9 ноября 2017 года директор АО «Каббалкэнерго» Докшукин А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии. Докшукину А.И. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики № 12-16/2018 от 19 января 2018 года данное постановление отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Докшукина А.И. состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, заместитель начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетов А.Х. просит отменить состоявшееся по делу решение суда и оставить в силе вынесенное им постановление. В обоснование незаконности обжалуемого судебного постановления заявитель указал, что в соответствии с действующим законодательством электроэнергия подлежит обязательной сертификации, что по результатам проведенной административным органом проверки установлено, что АО «Каббалкэнерго», являясь гарантирующим поставщиком электроэнергии, не представило сопроводительной документации, подтверждающей, что поставляемая им электроэнергия прошла сертификацию. Поскольку Докшукин А.И. как руководитель АО «Каббалкэнерго» не принял необходимые меры для надлежащего исполнения возложенных на общество законом обязанности по проведению сертификации поставляемой электроэнергии и получению сертификата, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта – Мамбетова А.Х. и Яхутлова А.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И. – Тхамокова В.Х., полагавшего решение суда законным, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что приказом председателя Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республикиот 12 октября 2006 года № 111-Э ОАО «Каббалкэнерго» определено гарантирующим поставщиком на территории Кабардино-Балкарской Республики с 1 сентября 2006 года.

Из акта проверки от 24 октября 2017 года, проведенной ЮМТУ Росстандарта в отношении АО «Каббалкэнерго» усматривается, что с подстанций Чегемского района КБР: «Лечинкай», «Чегем-1», «Чегем-2», «Н.Чегем», «ПТФ» поставляется и реализуется электрическая энергия, включенная в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. В нарушение названного требования у общества отсутствуют сертификаты соответствия качества электроэнергия обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, электроэнергия поставляется без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате качества электрической энергии (л.д. ).

Приняв во внимание результаты проверки, и указывая о том, что Докшукин А.И., как непосредственный руководитель АО «Каббалкэнерго», являющегося гарантирующим поставщиком на территории КБР, не принял необходимые меры для надлежащего исполнения возложенной законом на общество и сбытовые организации обязанности по соблюдению порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия качества, заместитель начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетов А.Х. постановлением № 08-33/30 от 9 ноября 2017 года признал Докшукина А.И. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя данное постановление, и прекращая производство по делу, судья Нальчикского городского суда КБР исходил из того, действующее законодательство не позволяет однозначно установить конкретный субъект электроснабжения, обязанный получить сертификат соответствия, и не содержит прямого указания о том, что именно на энергосбытовые организации возложена обязанность указывать в сопроводительной документации (договоре электроснабжения граждан-потребителей) сведения о сертификате соответствия качества электрической энергии с подстанций. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что у АО «Каббалкэнерго» не возникло обязанности по предоставлению таких сведений, и, как следствие, что в действиях его руководителя – Докшукина А.И. отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

С данным выводом суда нельзя согласиться ввиду следующего.

В соответствии со статьей 14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О техническом регулировании» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ подтверждение соответствия -документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Пунктом 2 статьи 28 данного Закона установлена обязанность указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия и декларации соответствия.

Согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982, обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 16 июля 1999 года № 36 утверждены Правила проведения сертификации электрооборудования. В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 этих Правил обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, выступает круг лиц, участвующих в электроснабжении потребителей, в том числе энергоснабжающая (энергосбытовая) организация.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 названной статьи.

Статьей 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрена обязанность продавца своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 названного Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.09.2000 N ИК-110-19/3022 «О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности» информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предоставляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, в пункте 12 которых установлено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

На основании статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об Электроэнергетике» к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Частью 1 статьи 38 названного Закона предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

По смыслу вышеприведенных норм энергосбытовые организации обязаны иметь сопроводительные документы на продукцию с указанием сведений о сертификате соответствия и не допускать к продаже товар при отсутствии такой информации в сопроводительных документах.

Представленные представителем Докшукина А.И. – Тхамоковым В.А. в доказательство надлежащего исполнения требований об указании в сопроводительных документах сведений о сертификате соответствия, счета-извещения на оплату электроэнергии физических лиц-жителей с. Шалушка Москвина А.С. и других за октябрь 2017года, в которых имеются сведения о сертификате качества электроэнергии, суд оценивает критически. В этих документах указаны данные сертификата, срок которого истек 14 апреля 2017 года и потому эти записи не влекут правовых последствий и не свидетельствуют о надлежащем исполнении заявителем названной обязанности.

В то же время материалы дела не содержат, а обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него или ОАО «МРСК Северного Кавказа», действительного на момент проверки административного органа сертификата соответствия электрической энергии, поставляемой с подстанций «Лечинкай», «Н.Чегем», «ПТФ», «Чегем-1» и «Чегем-2» и реализуемой с пунктов питания, указанных в обжалуемом постановлении административного органа, а также указания в договоре электроснабжения или счетах-извещениях данных о действующем сертификате качества электроэнергии.

При таких данных у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отмены обжалуемого постановления и освобождения от административной ответственности директора АО «Каббалкэнерго» – Докшукина А.И. по мотиву отсутствия обязанности по предоставлению сведений о сертификате соответствия и, следовательно, отсутствия состава вменяемого ему административного правонарушения.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ, одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит степень вины лица в совершении административного правонарушения.

Как указано выше, АО «Каббалкэнерго» является гарантирующим поставщиком электроэнергии. В соответствии с договором №166/2012 от 01 апреля 2012года непосредственное оказание услуг по передаче электрической энергии потребителям с подстанций «Лечинкай», «Н.Чегем», «ПТФ», «Чегем-1» и «Чегем-2» осуществляется ОАО «МРСК Северного Кавказа», которое исходя из пунктов 3.3.1, 3.3.9 договора несет ответственность за качество электроэнергии и потому на этом органе лежит обязанность по получению сертификата качества электроэнергии.

Однако это обстоятельство не освобождает гарантирующего поставщика от ответственности перед потребителями электрической энергии за качество электроэнергии.

Согласно имеющейся в материалах дела переписке АО «Каббалкэнерго» с руководителями сетевых организаций и Государственным комитетом КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору, АО «Каббарлкэнерго» принимались меры по исполнению этой обязанности, истребованию от сетевых организаций сертификатов соответствия электроэнергии, в том числе и от ОАО «МРСК Северного Кавказа» (л.д.160-161).

Судом установлено, что ОАО «МРСК Северного Кавказа» предпринимало меры к своевременному оформлению сертификата на поставляемую продукцию. Срок ранее выданного сертификата качества от 15.04.2014 года истекал 14.04.2017года. С 15.09.2016года трижды в порядке, установленном законодательством, выставлялись на торги объявления о заключении договора на оказание услуг по проведению испытаний показателей качества электрической энергии и сертификации электрической энергии. Торги, объявленные 15.09.2016 года и 16.11.2016 года, не состоялись в связи с необходимостью внесения изменений в техническое задание. По торгам, объявленным 31.03.2017 года, победителем было признано АНО «ЭлектроСертификация», 11 июля 2017года между филиалом ПАО «МРСК Северного Кавказа» и АНО «ЭлектроСертификация» был заключен договор на оказание услуг по проведению испытаний показателей качества электрической энергии и сертификации электрической энергии.

Как следует из письма АНО «ЭлектроСертификация» от 10 ноября 2017года, и представленных суду протоколов сертификационных испытаний от 20 октября 2017 года, работы по испытаниям электрической энергии на названных выше подстанциях были начаты 20 сентября 2017 года и окончены 27 сентября 2017 года, показатели качества электрической энергии признаны соответствующими требованиям государственных стандартов, выполняются работы по процедуре сертификации электрической энергии с последующим оформлением сертификата соответствия. 8 декабря 2017 года ПАО «МРСК Северного Кавказа» был выдан сертификат, согласно приложениям к которому, качество электроэнергии поставляемой потребителям, в том числе и с названных выше подстанций, соответствует ГОСТам.

Таким образом, сертификация электроэнергии представляет собой длительную процедуру по организации и проведению соответствующих испытаний, оформлению результатов этих испытаний, сертификат соответствия выдается не на каждый пункт питания или подстанцию отдельно, а на значительный перечень подстанций, что также требует длительных временных затрат. На момент рассматриваемой в данном деле проверки работы по испытаниям электрической энергии на названных подстанциях были проведены, показатели качества электрической энергии признаны соответствующими требованиям государственных стандартов, проходила процедура по оформлению сертификата соответствия.

Указанные обстоятельства в нарушение требований статей 24.1, пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ остались без внимания и оценки суда первой инстанции при определении степени вины руководителя АО «Каббарлкэнерго» – Докшукина А.И.

В связи с изложенным следует признать, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело - не были исследованы материалы и фактические обстоятельства дела, подлежащие правовой оценке по доводам сторон, в том числе лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

В статье 30.7 КоАП РФ перечислены виды постановлений, принимаемых судом апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы вынесение постановления об отмене решения судьи нижестоящего суда и оставление в силе постановления должностного лица, или изменение судебного постановления, влекущее ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности, не допускается.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области законодательства об электроэнергетике и о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении одного года со дня административного правонарушения. Этот срок на данный момент не истек.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 января 2018 года подлежащим отмене, дело возвращению на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, проверить все обстоятельства дела, представленные доказательства и доводы жалобы и принять обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

жалобу заместителя начальника отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ЮМТУ Росстандарта Мамбетова А.Х. удовлетворить частично.

Решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора АО «Каббалкэнерго» Докшукина А.И., отменить, дело направить на новое рассмотрение в Нальчикский городской суд КБР.

Судья Верховного Суда КБР С.А. Созаева