Судья Ямбаев Р.Р. Дело № 21-12/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев 16 января 2019 года жалобу защитника ООО "Воркутинские ТЭЦ" Коровинского М.Е. на решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2018 года, которым
постановление государственного инспектора Российской Федерации по Республике Коми в области охраны окружающей среды по Республике Коми, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 09 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Воркутинские ТЭЦ" оставлено без изменения, жалоба защитника Перцевой И.М. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации по Республике Коми в области охраны окружающей среды по Республике Коми, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 09 октября 2018 года ООО "Воркутинские ТЭЦ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Воркутинские ТЭЦ" обратилось с жалобой в суд, по результатам рассмотрения которой судом принято обжалуемое решение.
Оспаривая законность вынесенного постановления суда, ООО "Воркутинские ТЭЦ" в лице своего защитника Коровинского М.Е. направило в Верховный Суд Республики Коми жалобу, в которой заявитель настаивает на принятии Обществом надлежащих мер к обеспечению требований закона в сфере водопользования, осуществляет производственный контроль качества сбрасываемых сточный вод, качества воды в водных объектах. Указывает о малозначительности вменённого Обществу правонарушения по причине отсутствия негативных последствий в результате сброса сточных вод и отсутствии вреда окружающей среде. Ссылается на то, что судом при оценке вынесенного должностным лицом постановления дана ненадлежащая оценка доказательств по делу, судом не принято во внимание, что концентрация загрязняющих веществ в месте забора воды сама по себе превышает предельно-допустимую концентрацию для водных объектов, количество загрязняющих веществ (за вычетом фона) в сточной воде в большинстве случаев меньше, установленного нормативно допустимого сброса, что указывает на то, что концентрация загрязняющих веществ в сточных водах при выбросе в водный объект производится в водный объект в пределах фоновой концентрации водного объекта.
Заслушав защитников привлекаемого лица ФИО1, ФИО2, проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не усматриваю.
Часть 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение правил водопользования, в том числе при сбросе сточный вод в водные объекты.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, основанием возбуждения в отношении ООО "Воркутинские ТЭЦ" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось установленное по результатам проведения <Дата обезличена> Управлением Росприроднадзора по Республике Коми плановой выездной проверки нарушение Обществом требований статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 39 Федерального закона от 10 января 2012 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в результате сброса сточных вод, при котором за период с <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и на день проверки за <Дата обезличена> установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ по выпускам <Номер обезличен>, <Номер обезличен> ТЭЦ - ..., выпускам <Номер обезличен> и <Номер обезличен> ТЭЦ-....
В соответствии со статьёй 39 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства водных ресурсов.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе, дренажных вод, как предусмотрено в статье 44 Водного кодекса Российской Федерации, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно требованиям статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Исходя из положений статей 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, а также сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В рамках проводимой Управлением Росприроднадзора по Республике Коми плановой выездной проверки установлено, что ООО "Воркутинские ТЭЦ" при осуществлении своей хозяйственной деятельности на территории МО ГО "Воркута" использует поверхностный водный объект - р. ... для сброса сточных вод и (или) дренажных вод и с целью забора вод для производственного водоснабжения (выработка тепловой и электрической энергии).
Сброс сточных, в том числе дренажных вод в р. ... - ..., бассейн р. ... осуществляется ООО "Воркутинские ТЭЦ" на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Минприроды Республики Коми со сроком действия до <Дата обезличена>.
По выпуску <Дата обезличена> (зимний сброс) сброс загрязняющих веществ с условно-чистыми сточными водами, не подвергающихся очистке, осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект со сроком действия до <Дата обезличена>.
По выпуску <Номер обезличен> (летний сброс) сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект со сроком действия до <Дата обезличена>.
По выпуску <Номер обезличен> сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект со сроком действия до <Дата обезличена>.
По выпуску <Номер обезличен> сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект со сроком действия до <Дата обезличена>.
По результатам контрольных мероприятий и на основании проводимых привлекаемым лицом мероприятий по определению концентрации вредных веществ сбрасываемых вод и результатов анализов сточных вод на предмет наличия загрязняющих веществ, уполномоченным административным органом за проверяемых период были выявлены нарушения допустимых значений загрязняющих веществ по ряду значений, что послужило основанием привлечения ООО "Воркутинская ТЭЦ" к административной ответственности.
При оценке законности вынесенного должностным лицом постановления суд, проанализировав фактические обстоятельства на предмет соблюдения Обществом при осуществлении своей деятельности вышеназванных требований закона, установив на основании проводимых в рамках проверки и за предшествующий и, начиная с <Дата обезличена>, период результатов исследований превышение допустимых значений (концентраций) вредных выбросов сточных вод по выпускам, пришел к правильному выводу о законности привлечения ООО "Воркутинская ТЭЦ" к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
По результатам оценки представленных доказательств на основании положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом сделан правильный вывод о том, что ООО "Воркутинская ТЭЦ", осуществляющее хозяйственную деятельность и использующее водный объект для целей сброса сточных вод, допустило нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации и законодательства об охране окружающей среды, запрещающих сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, что, в свою очередь, влечёт к привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, квалификация действий Общества в результате необеспечения при осуществлении сброса сточных вод соблюдения установленных санитарных требований установлена верно.
Доводы жалобы, в которых защитник привлекаемого лица настаивал на том, что концентрация загрязняющих веществ в месте забора воды сама по себе превышала предельно-допустимую концентрацию, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, исключающих возможность привлечения юридического лица к административной ответственности.
На основании требований части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации на ООО "Воркутинская ТЭЦ" как лицо, использующее водный объект при осуществлении деятельности, возложена обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов в соответствии с требованиями федеральных законов, правил охраны поверхностных водных объектов и правил охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года № 79 Правил охраны поверхностных водных объектов, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование и согласно пункту 4 Правил включают в себя ликвидацию загрязнений и засорения.
На основании пункта 5 вышеназванных Правил Мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
В решении от <Дата обезличена> о предоставлении водного объекта в пользование ООО "Воркутинские ТЭЦ" в пункте 2.3 предусмотрено, что использование водного объекта может производиться водопользователем при недопущении нарушения им прав других водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде.
Исходя из установленных требований, Общество, получив разрешение на использование водного объекта, вне зависимости от результатов анализов воды при сбросе сточных воды, изначально приняло на себя обязательство обеспечения надлежащего использования водного объекта, гарантируя соблюдения в месте забора воды предельно - допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных в решении.
Помимо изложенного, согласно пункту 9 утверждённой Приказом Министерства природных ресурсов России от 17 декабря 2007 года № 333 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, если фоновая загрязнённость водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), то НДС (нормативы допустимых сбросов) по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным, в том числе дренажным водам. Пунктом 10 данной Методики установлено, что при сбросе теплообменных вод ТЭС, АЭЦ и других подобных объектов НДС разрабатываются на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора (при условии водопользования одним водным объектом) или соблюдения в сточных, в том числе дренажных водах нормативов качества воды для вида водопользования, устанавливаемого на рассматриваемом участке водного объекта - приемника сточных, в том числе дренажных вод.
Со ссылкой на установленный Методикой порядок разработки нормативов допустимых сбросов, представителем административного органа в письменном отзыве обращено внимание на то, что разработанные Обществу нормативы утверждены без учёта фонового загрязнения реки.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы в изложенной части не могут быть приняты во внимание.
На основании сделанных выводов безосновательно и утверждение в жалобе о том, что со стороны Общества приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
Фактические обстоятельства указывают на то, что со стороны Общества не обеспечена надлежащая эксплуатация водного объекта. Проведение контрольных мероприятий проб воды путём сбора сточных вод, в отсутствие доказательств проводимых Обществом мероприятий по ликвидации установленных загрязнений, о которых Обществу было известно непосредственно после получения замеров за установленный период, не может являться достаточным с целью обеспечения надлежащей эксплуатации водного объекта.
С учётом положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам оценки принятых ООО "Воркутинские ТЭЦ" мероприятий у административного органа имелись достаточные основания для привлечения Общества к административной ответственности.
Доводы защитников привлекаемого лица, в которых они, в частности, не оспаривая превышение допустимых значений по выпуску <Номер обезличен> по показателям ..., ..., настаивают на малозначительности совершенного правонарушения, не могут быть приняты во внимание.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях прямо устанавливает, что административное наказание как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, должна быть применена и основана на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По общему правилу оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Вместе с тем, характер совершённого ООО "Воркутинские ТЭЦ" правонарушения, объектом посягательства которого является безопасность окружающей среды, и как следствие, возможное в результате ненадлежащего её обеспечения возникновение и наступление неотвратимых последствий, угроза негативного воздействия на окружающую среду, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
С учётом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
В рассматриваемом случае суд оценил обстоятельства дела и избрал в отношении общества ту меру ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершённого правонарушения и степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что отвечает принципами законности, справедливости и неотвратимости наказания.
Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу не установлено.
Учитывая изложенное, исходя из того, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены оспариваемого решения и выводов судьи не опровергают, оснований для их удовлетворения и отмены правильного решения суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Воркутинские ТЭЦ" Коровинского М.Е. - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья В.М. Соболев