ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-12/19 от 24.01.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Губа В.А. Дело № 21-12\2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Липецк 24 января 2019 года

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу Селина Романа Игоревича на постановление заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления ФАС России по Липецкой области от 12 сентября 2018 годаирешение судьи Советского районного суда г.Липецка от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления ФАС России по Липецкой области от 12.09.2018 года член комиссии Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Липецкой области Селин Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 3.000 руб.

Согласно постановлению, Селиным Р.И. принято неправомерное решениеоб отказе во включении ООО «АтомЭнергоКомплект» в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронных аукционах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, которое привело к нарушению процедуры порядка организации и проведения торгов.

Решением судьи Советского районного суда г.Липецка от 12 декабря 2018 годапостановление оставлено без изменения.

В жалобе Селин Р.И. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, указывая на отсутствие своей вины. Считает, что ООО «АтомЭнергоКомплект» правомерно отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронных аукционах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, поскольку направленное с заявкой штатное расписание подписано недействительной электронной цифровой подписью заявителя.

Выслушав возражения представителя Управления ФАС России по Липецкой области Майдоровской А.В., изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.

В соответствии с частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор об оказании услуг) (пункт 1).

Согласно пункту 2 Положения "предварительный отбор" - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор;

"участник предварительного отбора" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций;

"реестр квалифицированных подрядных организаций" - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения;

"электронный аукцион" - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора;

"электронная площадка" - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся предварительный отбор и электронные аукционы, определяемый в соответствии с требованиями части 4 статьи 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с пунктом 36 Положения для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.

На основании пункта 37 Положения заявка на участие в предварительном отборе, а также все сведения и документы, которые входят в ее состав в соответствии с настоящим Положением, подаются через оператора электронной площадки в виде электронного документа. Заявка на участие в предварительном отборе должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью. Ключи усиленных неквалифицированных электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего раздела, должны быть созданы и выданы удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона "Об электронной подписи".

В соответствии с абзацем 7 подпункта "б" пункта 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать копию расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составленного за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки на участие в предварительном отборе, по форме, утвержденной уполномоченным органом, с отметкой уполномоченного органа о приеме или с приложением копии документов, подтверждающих прием уполномоченным органом такого расчета в форме электронного документа, копия штатного расписания, штатно-списочный состав сотрудников, копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала

Согласно подпункту "а" пункта 51 Положенияв период рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора осуществляет проверку заявок на участие в предварительном отборе на соответствие установленным требованиям.

Пунктом 52 Положения предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:

а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается, в том числе, в случае, когда заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения (пункт 53 Положения).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").

В соответствии с частью 4 стать 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

К формам первичных учетных документов по учету кадров, в числе прочих, относится штатное расписание по форме №Т-3, утвержденное Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N1.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (Информация Минфина России N ИЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона №402-ФЗ). Исходя из своих потребностей, организация может самостоятельно разработать необходимую ей форму штатного расписания.

На основании приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 3.10.2016 г. № 01-03/15 утверждено Положение о комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Липецкой области. Указанная комиссия создана в целях формирования реестра квалифицированных подрядных организаций Липецкой области, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории Липецкой области, и должна рассматривать заявки на участие в предварительном отборе, рассматривать вопросы о включении (отказе во включении) подрядной организации в реестр. Члены комиссии проверяют наличие в заявке на участие в предварительном отборе сведений и документов, предусмотренных пунктом 38 Положения о привлечении подрядных организаций.

15.02.2018 года на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» было размещено извещение о проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных ломов (номер извещения на электронной площадке РТС 148А I 80001).

10.03.2018 года ООО «АтомЭнергоКомплект» направило заявку № 344878 на участие в предварительном отборе на право принимать участие в электронных аукционах. Заявка и приложенные документы заверены электронно-цифровой подписью директора организации Бесчетникова Е.А.

Заявка оператором принята, допущена к участию в предварительном отборе, ей присвоен порядковый номер 21.

Согласно протоколу по проведению предварительного отбора от 26.03.2018 г. N комиссией принято решение об отказе во включении ООО «АтомЭнергоКомплект» в реестр квалифицированных подрядных организаций в связи с несоответствием заявки данного участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 38 (абзац 7 подпункта «б») Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 №615, Документации о проведении предварительного отбора (абзац 4 подпункта «б» раздела VI «Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в предварительном отборе») (не предоставлена копия штатного расписания (участником предварительного отбора предоставлено штатное расписание в виде файла Excel)»

В ходе проверки Управлением ФАС России по Липецкой области правильно установлено, что представленное с заявкой штатное расписание разработано по форме №Т-3 (утв.Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N1), утверждено приказом организации от 01.09.2016 №1 и подписано электронной подписью Бесчетникова Е.А. - директора ООО «АтомЭнергоКомплект», также исполнявшего обязанности главного бухгалтера.

Сертификат ключа проверки электронной подписи Бесчетникова Е.А. действителен с 18.05.2017 года по 18.05.2018 года.

Таким образом, предоставление в составе заявки на участие в предварительном отборе штатного расписания (сформированного в формате Excel), подписанного электронной подписью его законного представителя, соответствует требованиям пункта 38 Положения и абзаца 4 подпункта «б» раздела VI документации о проведении предварительного отбора.

Поскольку заявка с порядковым номером 21 на участие в предварительном отборе соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения, комиссией было неправомерно отказано ООО «АтомЭнергоКомплект» во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Приказом от 19.01.2018г. № 01-03/7 в состав комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Липецкой области включен Селин Р.И.

Протокол проведения предварительного отбораот 26.03.2018 г. N подписан, в том числе,Селиным Р.И.

При таких обстоятельствах вывод о наличии в действиях должностного лица Селина Р.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, является правильным.

Виновность Селина Р.И. подтверждена достаточными доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы о том, что штатное расписание подписано недействительной электронной подписью, являются несостоятельными.

Данные доводы опровергаются скриншотом заявки, представленной представителем УФАС (л.д.99), а также пояснением Селина Р.И. в судебном заседании о том, что сама заявка была подписана, а файл в виде штатного расписания был приложен отдельно (л.д.102).

Поскольку заявка и штатное расписание поданы одним лицом и содержат одинаковую подпись, скриншот, представленный Селиным Р.И. свидетельствует о сбое программы (л.д.100).

Согласно скриншоту (л.д.97,98) сертификат ключа проверки электронной подписи Бесчетникова Е.А. действителен с 18.05.2017 по 18.05.2018г., и выдан ООО «ТК « Контакт».

Исходя из выписки из ЕГРЮЛ ООО «ТК «Контакт» является действующим юридическим лицом.

Таким образом, действительность электронной подписи директора ООО «АтомЭнергоКомплект» Бесчетникова Е.А. сомнений не вызывает.

Более того, согласно протоколу по проведению предварительного отбора от 26 марта 2018 года ОАО "АтомЭнергоКомплект" было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по единственному основанию - ввиду непредставления копии штатного расписания. Недействительность электронной подписи данным основанием не охватывалась.

Указание в тексте вышеназванного протокола фразы "(участником предварительного отбора предоставлено штатное расписание в виде файла "Excel"), с учетом выделения этой фразы скобками и исходя из содержания протокола в целом позволяет отнести ее по смысловому значению к обоснованию вывода о негодности представленной копии штатного расписания, но не к самостоятельному основанию принятого решения.

При этом предоставление текстовых документов, выполненных в программе"Excel" предусмотрено разделом VI "Требования к содержанию, форме и составу заявки на участите в предварительном отборе" "Документации о проведении предварительного отбора.. .", поскольку в нем указаны в качестве допустимых форматы "xlsx" и "xls", которые являются, соответственно, обновленным и устаревшим форматами программы "Excel".

Доводы жалобы, направленные на иную оценку установленных обстоятельств, не могут повлечь отмену обжалуемых актов.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и (или) решения судьи не допущено.

Административное наказание назначено в пределах санкции, срока давности, и является минимальным.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя руководителя Управления - начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления ФАС России по Липецкой области от 12 сентября 2018 годаирешение судьи Советского районного суда г.Липецка от 12 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ в отношении Селина Р.И. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Букреев Д.Ю.