ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-12/2016 от 13.01.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Плешивцев С.И.

Дело № 7-1973-2015 (21-12/2016)

Р Е Ш Е Н И Е

13 января 2016 года г. Пермь

Судья Пермского краевого суда Ефремова О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Силенок О.В., с участием защитников ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» Мазеина Е.А., Разгуляевой Ю.Б., представителей Управления Росприроднадзора по Пермскому краю ФИО1, ФИО2, рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Денисенкова М.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 3 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от 12.10.2015 ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным по делу постановлением ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление от 12.10.2015 отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 03.12.2015 постановление должностного лица от 12.10.2015 оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» просит решение судьи районного суда и постановление должностного лица о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.9 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование своих доводов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» ссылается на обстоятельства, ранее приведенные в жалобе на постановление должностного лица, а также дополнительно приведены доводы о том, что судья в решении не дал мотивированной оценки доводам заявителя о недоказанности причинно-следственной связи между фактом нарушения правил охраны недр и возможностью наступления неблагоприятных последствий. Как и не представлено в материалы дела доказательств не обеспечения сохранности скважин. Правовые нормы, изложенные в п.п. 7, 8, 9 статьи 23, статьи 26 Закона РФ «О недрах», абз. 8 п. 4, п. 7, п. 109 Правил охраны недр, п. 20, п. 1264 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, и вменяемые Обществу в нарушение, не содержат прямого указания на необходимость консервации/ликвидации поименованных в Акте проверки скважин, в том числе после нахождения их в бездействии более 6 месяцев. Кроме того, податель жалобы указывает, что вмененное нарушение требований промышленной безопасности не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ, а образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.1 КоАП РФ.

В судебном заседании в краевом суде защитники ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на доводах жалобы настаивают.

Представители Управления Росприроднадзора по Пермскому краю возражают против доводов жалобы.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья краевого суда приходит к следующему.

Статьей 8.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Основные требования по рациональному использованию и охране недр применительно ко всем стадиям их хозяйственного освоения, а также по предотвращению загрязнения недр и охране месторождений полезных ископаемых содержатся в Законе РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", Правила охраны недр устанавливаются также в подзаконных нормативных актах, в частности: Постановление Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71 "Об утверждении Правил охраны недр", Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в нарушении требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.

Как следует из материалов дела, при проведении должностными лицами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (акт проверки № 146-П от 04.09.2015) плановой выездной проверки соблюдения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды (период с 10.08.2015 по 04.09.2015) выявлен факт нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Плановая выездная проверка проведена на основании приказа Врио начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу № 0820 от 13.07.2015, в соответствии с положениями Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так на месторождениях углеводородного сырья ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по состоянию на 31.07.2015 имеется бездействующий фонд скважин в количестве 483 скважин (в том числе: 294 – нефтяных, 163 – нагнетательных, 5- водозаборных, 21 – поглощающая), из них 319 скважин находятся в бездействии более 6 месяцев (в том числе: 189 – нефтяных, 111 – нагнетательных, 5 – водозаборных, 14 – поглощающих). ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» не обеспечило в установленном порядке консервацию скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений, либо ликвидацию скважин, не подлежащих использованию, в количестве 319 штук.

Выявленные нарушения с приведением норм действующего законодательства, которые были нарушены ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», изложены в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, факт наличия бездействующего фонда в количестве 319 скважин более 6 месяцев не опровергается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Положения Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Правил охраны недр от 06.06.2003 № 71, Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности от 12.03.2013 № 101, возлагают на пользователя недр обязанность по обеспечению сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, ликвидацию не подлежащих использованию горных выработок и буровых скважин в установленном порядке, с целью рационального использования и охраны недр, путем предотвращения загрязнения недр, соблюдения установленного порядка консервации и ликвидации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» нарушены требования законодательства о недрах в части обеспечения сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин с целью рационального использования и охраны недр, путем соблюдения установленного порядка консервации и ликвидации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и с целью предотвращения загрязнения недр. Несмотря на имевшуюся у Общества возможность для соблюдения требований законодательства в области охраны недр, у ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по состоянию на 01.08.2015 имеется бездействующий фонд скважин в количестве 483 штук, из которых 319 находятся в бездействии более 6 месяцев, при этом не обеспечена в установленном порядке консервация скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений, либо ликвидация скважин, не подлежащих использования. Изложенное указывает, что Общество не обеспечило соблюдение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, что подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» нарушены требования пунктов 9,10 части 2 статьи 22, пункт 9 статьи 23, статья 26 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах"; абзац 8 пункта 4, пункт 7, 109 Правил охраны недр утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 № 71; пункты 20, 1264 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» допущено нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, деяние юридического лица правильно квалифицировало по статье 8.9 КоАП РФ.

Судья районного суда, оставляя постановление должностного лица без изменения, также верно исходил из доказанности в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 КоАП РФ.

Состав правонарушения, установленный статьей 8.9 КоАП РФ является формальным, в связи с чем само по себе нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, не пригодное для разработки.

Ссылка подателя жалобы на то, что вмененные в нарушение ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» требования по охране недр не содержат прямого указания на необходимость консервации/ликвидации поименованных в акте проверки скважин, в том числе после нахождения их в бездействии более 6 месяцев, является неубедительной и не влечет отмены принятых в рамках настоящего дела актов.

Судья районного суда верно указал, что пунктом 109 Правил охраны недр закреплена необходимость ликвидации в установленном порядке скважин, выполнивших свое назначение и дальнейшее использование которых нецелесообразно или невозможно. Временная приостановка скважин в связи с экономическими причинами (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости, отсутствие спроса на сырье, нерентабельность эксплуатации) может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора (п. 1327 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности). Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, что 319 скважин, относящихся к бездействующему фонду и находящихся в бездействии более 6 месяцев, временно приостановлены в связи с экономическими причинами.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заявителем предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований по охране недр, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что вина ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем не представлено.

Таким образом, в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.9 КоАП РФ. Оснований для квалификации вмененного ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» деяния в виде нарушения требований по охране недр по статье 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов) не имеется.

Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Порядок и срок привлечения Общества к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.9 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом и судьей районного суда не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

При указанных обстоятельствах решение судьи районного суда и постановление должностного лица отмене не подлежат, в удовлетворении доводов жалобы следует отказать.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 3 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Денисенкова М.В. - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья - О.Н. Ефремова