ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1307/20 от 09.02.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-57/2021

(№ 21-1307/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

09 февраля 2021 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкого А.С. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01 декабря 2020 года № 12-398/2020,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкого А.С. за -П от 30 июня 2020 года, юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие «МИР» городского округа Евпатория Республики Крым привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Данное постановление обжаловано в судебном порядке.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01 декабря 2020 года № 12-398/2020 Муниципального унитарного предприятия «МИР» городского округа Евпатория Республики Крым удовлетворена. Постановление должностного лица от 30 июня 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ прекращено на основании п. 2, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях предприятия.

Не согласившись с указанным решением суда, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкий А.С. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение, которым постановление должностного лица оставить без изменения.

Жалоба мотивирована тем, что постановление должностного лица и назначенное Муниципальному унитарному предприятию «МИР» административное наказание отвечает требованиям закона. Установление самого факта неисполнения обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду является достаточным для привлечения лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения специалиста-эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Южного межрегионального управления Росприроднадзора Ульянкиной Ю.В. и директора МУП «МИР» городского округа Евпатория Республики Крым Васютовича В.П., прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Ч. 3 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления.

Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ, выражена в совершении двух альтернативных действий, а именно: 1) неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду, 2) неисполнение обязанности по проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МУП «МИР» осуществляет свою деятельность на объекте - полигон ТКО пгт. Мирный, который поставлен на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Полигон твердо-бытовых отходов является объектом размещения отходов производства и потребления - специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов (статьи 1 и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), и является недвижимым имуществом. С учетом его назначения и использования полигон является социально значимым объектом. Контроль за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления, воздействием их на окружающую среду продолжается и после окончания эксплуатации таких объектов, обязанность осуществления такого контроля и проведения работ по восстановлению нарушенных земель возлагается на собственника объекта либо на лицо, в чьем владении он находится.

На основании договора от 20 мая 2016 года в аренде у МУП «МИР» находится земельный участок общей площадью <данные изъяты>. из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - коммунальное обслуживание, кадастровый номер , для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами.

Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым 12 августа 2016 года в отношении МУП «МИР» было вынесено предписание, согласно которому необходимо прекратить эксплуатацию полигона ТКО <данные изъяты>, организовать прием и размещение ТКО на объектах размещения отходов согласно Генеральной санитарной схеме очистки территории Республики Крым.

26 августа 2016 года подписан Акт о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов, утвержденный заместителем главы администрации -начальником департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым Серобаба С.Н.

На основании распоряжения руководителя Южного межрегионального Управления Росприроднадзора Молдованова Р.А. от 03 марта 2020 года в отношении МУП «МИР» в период с 16 марта 2020 года по 13 апреля 2020 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства РФ. По результатам проверки составлен акт от 17 апреля 2020 года, в деятельности МУП «МИР» установлены нарушения, а именно:

- с даты закрытия полигона и подписания Акта о прекращения эксплуатации объекта размещения отходов ДД.ММ.ГГГГ контроль за состоянием объекта размещения отходов и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель МУП «МИР» не проводились;

- проектная документация для проведения рекультивации объекта размещения отходов не разработана, работы не начаты.

Должностными лицами в деятельности МУП «МИР» установлено бездействие, которое выразилось в неисполнении обязанностей по проведению контроля за состоянием полигона ТКО пгт. Мирный и его воздействием на окружающую среду, а также по проведению работ по рекультивации нарушенных земель после окончания эксплуатации полигона ТКО пгт. Мирный. Каждое из указанных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкого А.С. № 10-81-168-П от 30 июня 2020 года, юридическое лицо Муниципальное унитарное предприятие «МИР» городского округа Евпатория Республики Крым привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 8.7 КоАП РФ.

Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу на основании п.2, п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Муниципального унитарного предприятие «МИР» городского округа Евпатория Республики Крым состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ.

С данными выводами суда первой инстанции частично соглашается и суд апелляционной инстанции.

Положениями ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами.

Согласно ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 04 марта 2016 года № 66 утвержден «Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (далее - Порядок проведения мониторинга).

Согласно протоколу об административном правонарушении № 10-81-168-П от 23 июня 2020 года и постановлению № 10-81-168-П от 30 июня 2020 года неисполнение МУП «МИР» обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов и его воздействием на окружающую среду выразилось в нарушении ч. 3, ч. 4 ст. 12 ФЗ Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Порядка проведения мониторинга, а именно: в непредставлении отчётов по результатам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды за 2017, 2018 и 2019 года.

При этом, ни протокол об административном правонарушении № 10-81-168-П от 23 июня 2020 года, ни постановление о назначении административного наказания № 10-81-168-П от 30 июня 2020 года не содержат указаний на то, какие именно положения Порядка проведения мониторинга были не исполнены МУП «МИР».

Согласно п. 3 Постановление Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В п. 4 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» установлено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

В силу п. 26 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 данных Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:

а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.

Согласно п. 3.9 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утверждённой Минстроем России 02 ноября 1996 года, рекультивацию территории закрытого полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, после получения предварительного разрешения на проведение работ в органах санитарно-эпидемиологического надзора и Минприроды (района, города, области, края) с участием предприятия, выполняющего дальнейшее целевое использование земель. В обязанность спецавтохозяйства и других предприятий по санитарной очистке города входит своевременное проведение рекультивации и передача участка для его дальнейшего целевого использования. Технический этап рекультивации проводится самим предприятием. Биологический этап целесообразно проводить специализированными предприятиями коммунального, сельскохозяйственного или лесохозяйственного профиля за счет средств предприятия, проводящего рекультивацию.

Как усматривается, 26 августа 2016 года подписан акт о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов, утвержденный заместителем главы администрации -начальником департамента городского хозяйства администрации города Евпатории Республики Крым Серобаба С.Н., с этой даты МУП «МИР» не осуществляет деятельность по размещению отходов.

МУП «МИР» разработана Программа мониторинга твердых коммунальных отходов <адрес>, утверждённая директором МУП «МИР» 03 марта 2020 года.

При этом, должностным лицом административного органа при рассмотрении дела не выяснены причины, по которым Программа мониторинга твердых коммунальных отходов, в соответствии с которой должен был быть подготовлен отчёт, не была подготовлена МУП «МИР» ранее, с чем это связано, и предпринимались ли предприятием все зависящие от него меры для исполнения данной обязанности. Данные обстоятельства являются существенными для разрешения дела, и без их выяснения не может быть сделан вывод о наличии в действиях (бездействии) МУП «МИР» вины, как элемента субъективной стороны, административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ.

Доказательства по данному делу об административном правонарушении ограничиваются лишь протоколом об административном правонарушении -П от 23 июня 2020 года и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок проведения мониторинга устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов (п. 1 раздела I).

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании, эксплуатации которых находятся объекты размещения отходов в соответствии с требованиями в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (п. 4 раздела I).

Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п. 6 раздела I).

Факт непредставления МУП «МИР» отчётов по результатам мониторинга на полигоне ТКО в <данные изъяты> за 2017, 2018, 2019 года подтверждается актом проверки <данные изъяты> от 17 апреля 2020 года, в котором со ссылкой на служебную записку начальника отдела разрешительной деятельности и администрирования платежей по Республике Крым и г. Севастополю Соколовой А.В. (СЗ № 951) отражены такие сведения.

В целях исполнения требование п. 6 Порядок проведения мониторинга МУП «МИР» надлежало представить в территориальный орган Росприроднадзора отчёты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона в следующие сроки: за 2017 год - до 15 января 2018 года, за 2018 год - до 15 января 2019 года, за 2019 год - до 15 января 2020 года.

В связи с непредставление МУП «МИР» отчётов о результатах мониторинга, в каждом случае имеет место событие административного правонарушения, датой которого является день, следующий за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Ошибочно полагая, что сроки давности привлечения к административной ответственности по обстоятельствам не предоставления отчета в территориальный орган Росприроднадзора о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона за 2019 год - истекли 16 января 2020 года, суд прекратил производство по делу в этой части.

В действительности же, срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае фактически истек - 16.01.2021 года.

Жалоба должностного лица на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01.12.2020 года в суде апелляционной инстанции рассмотрена - 09.02.2021 года.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы в области охраны окружающей среды, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

При истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может. Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности, положениями КоАП РФ также не предусмотрена.

Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом первой инстанции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкого А.С. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01 декабря 2020 года № 12-398/2020 – оставить без удовлетворения

Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01 декабря 2020 года № 12-398/2020по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия «МИР» городского округа Евпатория Республики Крым – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>