Судья: Фомина И.А. д.№ 21-1307/2016
РЕШЕНИЕ
г.Самара 13 июня 2016 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Гагаева С.К. на решение судьи Ленинского районного суда г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, которым
постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МП г.о.Самара «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и наложении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, -
оставлено без изменений
УСТАНОВИЛ
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо МП г.о.Самара «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнуто административного наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей за то, что в нарушение требований ч.1 ст.104 ТК РФ учетный период рабочего времени электромонтерам контактной сети установлен 1 год. В нарушение ч.3 ст.108 ТК РФ не производится оплата времени отдыха и приема пищи в рабочее время.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление оставлено без изменений.
В жалобе защитник Гагаев С.К. просит отменит состоявшиеся решения, ссылаясь на отсутствие в действиях МП г.о.Самара «<данные изъяты>» состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Погоняеву Е.Н. в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1, 2 ст.104 Трудового кодекса РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.
Суммированный учет рабочего времени допустимо вводить в тех случаях, когда невозможно соблюсти ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени в отношении определенных категорий работников в силу специфики производства (работы) организации либо отдельных видов выполняемых работ. При суммированном учете рабочего времени учетный период может составлять месяц, квартал или другой период, но не более одного года. Данные выводы следуют из анализа содержания ч. 1 ст. 104 ТК РФ.
Если работники заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учетный период не может превышать трех месяцев (ч. 1 ст. 104 ТК РФ). Однако, если по причинам сезонного и (или) технологического характера установленную продолжительность рабочего времени невозможно соблюдать в течение трех месяцев, учетный период допускается увеличить, но не более чем до одного года. Возможность данного увеличения должна быть предусмотрена отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором.
При проведении внеплановой документарной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Приложением № к Правилам внутреннего трудового распорядка МП г.о.Самара «<данные изъяты>», являющихся приложением к коллективному договору на 2012-2014 г.г., на 2015-2017 г.г. электромонтерам контактной сети установлен учетный период – 1 год.
Отраслевым соглашением по организациям наземного городского транспорта Российской Федерации на 2015-2017 г.г. специальной нормы по учету рабочего времени электромонтеров контактной сети, по продолжительности учетного периода не установлено.
При таких обстоятельствах вывод административного органа и суда о нарушении МП г.о. Самара «ТТУ» норм трудового законодательства является правильным.
В соответствии с положениями части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Разногласия, возникшие между учреждением и работником относительно учета продолжительности рабочего времени в соответствии с положениями ч.1 либо ч.3 ст.108 ТК РФ и доплаты за отработанной время содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует об отсутствии в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Указание на нарушение Обществом ч.3 ст.108 ТК РФ следует исключить из постановления административного органа и решения судьи.
В соответствии часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, действительный объем и характер подтвержденных в результате рассмотрения дела нарушений, допущенных юридическим лицом МП г.о.Самара «ТТУ» суд считает необходимым снижения административного наказания.
Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Решение судьи Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ и постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении МП г.о.Самара «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ изменить: исключить указание на нарушение ч.3 ст.108 ТК РФ, снизить назначенное наказание до <данные изъяты> рублей.
Жалобу защитника Гагаева С.К. – удовлетворить частично.
Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова
Верно: судья