Судья Иванова Т.Н. дело № 21-1313/2019 РЕШЕНИЕ г.Самара 03 октября 2019 года Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ДЖКХ» на решение судьи Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 августа 2019 года, которым оставлено без изменения постановление административной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области № 456 от 29 мая 2019 года о привлечении юридического лица - ООО «ДЖКХ» к административной ответственности по ч.2 ст.6.1 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», УСТАНОВИЛ: Постановлением Административной комиссии Комсомольского района г. Тольятти № 456 от 29.05.2019 года юридическое лицо-Общество с ограниченной ответственностью «ДЖКХ» (далее ООО «ДЖКХ» или Общество) привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.6.1 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей. Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, ООО «ДЖКХ» в лице защитника Федулеевой Е.О. обратилось в суд с соответствующей жалобой, по результатам рассмотрения которой, 13 августа 2019 года судьей Комсомольского районного суда г.Тольятти внесено указанное выше решение В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Федулеева Е.О. ссылается на незаконность и необоснованность привлечения Общества к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что Общество субъектом вмененного правонарушения не является, вина ООО «ДЖКХ» в совершении указанного правонарушения административным органом не доказана. Просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения. Проверив материалы дела, заслушав защитника ООО «ДЖКХ» Федулеевой Е.О. в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п.2.2 ч.2 Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 08.11.2012 N 3120-п/1 (ред. от 27.05.2016) "О Порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли на территории городского округа Тольятти", управление потребительского рынка мэрии уполномочено на осуществление учета и контроля за размещением и эксплуатацией нестационарных торговых объектов, имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли на территории городского округа Тольятти, заключение Договоров. Из п.1.4 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, имеющих сезонный характер и (или) функционирующих на принципах развозной и разносной торговли на территории городского округа Тольятти (Приложение № 1 к вышеуказанному Постановлению от 08.11.2012 N 3120-п/1) (далее Положение) следует, что размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти осуществляется в соответствии со схемой их размещения. В соответствии с п.1.3 Приказа министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 28.10.2016г. №240 «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области», схема размещения нестационарных торговых объектов в городских округах разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов. Из постановления Администрации г.о.Тольятти Самарской области от 11.04.2018 №1142-п/1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти» следует, что в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти и повышения доступности товаров для населения, утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти. Как следует из 1.5. Положения, схема размещения нестационарных торговых объектов включает места размещения Объектов, в частности, на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в частной собственности, в случае согласования с собственником соответствующего имущества. Постановлением Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 20.07.2016 №2332-п/1 (ред. от 05.04.2018) "О комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти" создана комиссия по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти и утверждён ее состав, утверждено Положение о комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти. Согласно п.2.1, 2.1.1 Положения о комиссии по разработке Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, при рассмотрении предложений по включению (исключению) нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Тольятти, комиссия проверяет указанные предложения на предмет соблюдения норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства и других требований к размещению нестационарных объектов торговли, установленных действующим законодательством. Из анализа приведенного выше законодательства следует, что федеральным законодательством, а также региональными нормативными правовыми актами определение мест торговли, объектов бытовых услуг отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, а, следовательно, установление административной ответственности за торговлю или оказание бытовых услуг в местах, не установленных органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления для этих целей, относится также к компетенции субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 ст.1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность. При этом статьей 3 Федерального закона N 271-ФЗ разграничиваются между собой такие понятия как организация розничного рынка (право на организацию предоставляется на основании соответствующего разрешения управляющему рынком юридическому лицу) и продавца (лицо, которое заключило с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляющее на торговом месте деятельность). Таким образом, организация розничной торговли или бытовых услуг - это предоставление возможности за плату другому лицу осуществлять непосредственно розничную торговлю. В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность. В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме. В соответствии с ч.2 ст.6.1 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» организация розничной торговли или оказания бытовых услуг на территории общего пользования вне мест, установленных органами местного самоуправления или органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с их компетенцией, за исключением случая, предусмотренного ч.2.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до сорока пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от сорока пяти тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей. В соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе мониторинга Комсомольского района г.Тольятти 16.05.2019 года в 15.41 мин должностным лицом административной комиссии Комсомольского района г.о. Тольятти выявлен факт организации ООО «ДЖКХ», путем заключения договора аренды придомовой территории от 01.09.2018 года № 6005-3-19, розничной торговли сухофруктами на территории общего пользования вне мест, установленных органами местного самоуправления или органами исполнительной власти Самарской области в соответствии с их компетенцией, в торговом павильоне «Восточные сладости», по адресу: <...> севернее д. 50. По результатам мониторинга, 27.05.2019 г. членом административной комиссии Комсомольского района г.о. Тольятти ФИО1 в отношении ООО «ДЖКХ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.1 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области». 29.05.2019 года Административной комиссией Комсомольского района г. Тольятти в отношении ООО «ДЖКХ» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.6.1 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 г. «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» с назначением наказания в размере 45 000 рублей. Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «ДЖКХ» в допущении выявленного нарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №КЮ-52/1 от 27.05.2019 г., актом приема-передачи объекта, договором аренды придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников МКД № 6005-З-19 от 01.09.2018 г., схемой (приложением к договору, протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома от 02.07.2017 г., договором аренды придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников МКД № 6223-З-18 от 15.05.2018 г., протоколом заседания административной комиссии по делу № 456, фотографиями с места мониторинга, выпиской из ЕГРЮЛ, постановлением о назначении административного наказания от 29.05.2019 года и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ. Поэтому, вывод судьи районного суда о наличии в действиях ООО «ДЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.6.1 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях" от 01.11.2007 г. №115-ГД, является правильным. Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Характер выявленных нарушений свидетельствует о том, что при должном исполнении принятых на себя обязательств у ООО «ДЖКХ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При рассмотрении дела об административном правонарушении, судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям ООО «ДЖКХ», в силу чего, выводы относительно наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.1 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, построены на доказательствах, исследованных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Суждения, приведенные в жалобе заявителя о том, что Общество не является субъектом вмененного правонарушения, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств относительно обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения. Так организация розничной торговли или бытовых услуг - это предоставление возможности за плату другому лицу осуществлять непосредственно розничную торговлю. Как следует из представленных материалов дела, именно ООО «ДЖКХ» (Арендодатель) был заключен договор аренды придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников МКД и ИП ФИО2 (Арендатор). В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено. Административное наказание ООО «ДЖКХ» назначено в пределах санкции ч.2 ст. 6.1 Закона Самарской области №115-ГД от 01.11.2007 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному. Порядок и срок давности привлечения ООО «ДЖКХ» к административной ответственности не нарушены. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление административной комиссии Комсомольского района гор. Тольятти Самарской области о назначении административного наказания по делу № 456 от 29 мая 2019 года о привлечении ООО «ДЖКХ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.1 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» с назначением наказания в виде штрафа в размере 45 000 рублей и решение судьи Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 13 августа 2019 года оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «ДЖКХ» Федулеевой Е.О.- без удовлетворения. Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков |