Дело № 21-1318/2021
Р Е Ш Е Н И Е
16 ноября 2021 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «НПП «Аксион» ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года № 12-340/2021 и постановление должностного лица от 08 июля 2021 года,
у с т а н о в и л :
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 08 июля 2021 года, Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие» Аксион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Данное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года № 12-340/2021жалоба ООО «НПП «Аксион»удовлетворена частично.
Постановление должностного лица от 08 июля 2021 года изменено в части назначения административного наказания, снижен размер административного штрафа до 250 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением суда, директор ООО «НПП «Аксион» ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда и постановление должностного лица отменить, заменив назначенный административный штраф на предупреждение.
Жалоба мотивирована тем, что нарушение срока уплаты экологического сбора было допущено обществом в период действия мер ограничительного характера, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения защитника ООО «НПП «Аксион» ФИО3 и представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 8.41.1 КоАП РФ неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее двухсот пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации. Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:
товаров, произведенных на территории Российской Федерации;
упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.
В силу положений ч.3 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
В соответствии с ч.7 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, согласно ч.2 ст.24.5 Закона № 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в ч.12 ст.24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
В силу положений ч.9 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:
со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;
со дня уплаты экологического сбора.
Форма и порядок подачи декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 года № 1417.
Форма и порядок сдачи отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 года № 2010.
В силу положений ч.10 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ, в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» установлено, что:
а) уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются в следующие сроки: в 2015 году - до 15 октября 2015 года (за 9 месяцев 2015 года); в 2016 году - до 1 февраля 2016 года (за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года); начиная с 2017 года ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
б) отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.
Согласно пункту 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.
Из материалов дела усматривается, что Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее – Управление) проведен анализ представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации и выполнения порядка декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается частью 2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 года № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».
При проведении административного расследования, от 21.05.2021 года возбужденного в отношении ООО «НПП «Аксион» установлено, что в управлении отсутствует информация о предоставлении ООО «НПП «Аксион» Отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год, Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год, а также Расчета платы экологического сбора за 2020 год.
Усматривается, что ООО «НПП «Аксион» зарегистрировано <данные изъяты> и согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества является ОКВЭД 10.83 Производство чая и кофе.
Согласно ответу ООО «НПП «Аксион» от 02.06.2021 года № 40 на определение об истребовании сведений от 21.05.2021 года, ООО «НПП «Аксион» не производилась утилизация упаковки товаров, выпущенных в обращении на территории Российской Федерации в 2020 году. Также к письму приложены документы (первичные ведомости учета выпущенных в обращение товаров), свидетельствующие об использовании ООО «НПП «Аксион» для упаковки своей продукции следующих видов упаковки и упаковочных материалов, включенных в группы 49, 50, 51 и 54 Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р: пленка пластмассовая, бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс (ПЭТ), ящики из гофрокартона, картонная упаковка, изделия упаковочные прочие (нить хлопковая), упаковка печатная из бумаги и картона (ярлык бумажный, стикер бумажный, фильтр бумажный), мешки бумажные.
ООО «НПП «Аксион» заключен договор от 26.03.2019 года <данные изъяты> с ГУП РК «Крымэкоресурсы», являющимся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Крым.
Указанный договор не свидетельствует об исполнении ООО «НПП «Аксион» обязанности по выполнению нормативов утилизации отходов от использования товаров, в том числе упаковки товаров, производителем, импортером товаров.
Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный 2020 год составляется на основании данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 год, с применением нормативов утилизации 2020 года, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 года № 2971-р.
Расчет суммы экологического сбора за отчетный 2020 год формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за 2019 год, применяя нормативы утилизации 2020 года и ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 года № 284.
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 года № 488.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 года №1073 утвержден порядок взимания экологического сбора. В срок не позднее 15 апреля следующего за отчетным года, производители, импортеры товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачивают экологический сбор. Экологический сбор уплачивается по каждой группе товаров, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 2970-р.
02.06.2021 года ООО «НПП «Аксион» подана в Росприроднадзор отчетность о выполнении нормативов утилизации, а также подан Расчет платы экологического сбора, сумма которого составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка. Экологический сбор в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек внесен в бюджет 31.05.2021 года, согласно платежному поручению <данные изъяты>, то есть позже установленного законодательством срока 15.04.2021 года.
Указанные факты свидетельствуют о наличии нарушения статьи 24.2 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в действиях общества.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 08 июля 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие» Аксион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО «НПП «Аксион» в совершении административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2021 года; расчетом суммы экологического сбора; выпиской ЕГРЮЛ и иными материалами дела.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО «НПП «Аксион» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей городского суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Доказательств, подтверждающих принятие ООО «НПП «Аксион» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам жалобы основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение отсутствуют, так как обществом при осуществлении своей деятельности не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения положений специального законодательства, его действия представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено обществу в соответствии с требованиями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.
Порядок и срок привлечения ООО «НПП «Аксион» к административной ответственности соблюдены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу директора ООО «НПП «Аксион» ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года № 12-340/2021 и постановление должностного лица от 08 июля 2021 года - оставить без удовлетворения.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года № 12-340/2021 и постановления должностного лица от 08 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 КоАП РФ, в отношении ООО «НПП «Аксион» - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>