Судья: Болдырев С.А. Дело
Р Е Ш Е Н И Е
25 мая 2022 года город Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Климов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 15 февраля 2022 года,
установил:
постановлением судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 15 февраля 2022 года производство по делу о признании ООО «Торговый дом «Аверс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит указанное постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, выслушав защитника ООО «Торговый дом «Аверс» по доверенности ФИО2, возражавшего относительно удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему. Кроме того, просит восстановить пропущенный срок для подачи жалобы на решение суда.
Копия решения Староминского районного суда Краснодарского края от 15 февраля 2022 года получено управлением Росприроднадзора 21 марта 2022 года. Жалоба направлена в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд Краснодарского края 28 марта 2022 года (штамп на почтовом конверте л.д.70), при указанных обстоятельствах судья Краснодарского краевого суда считает, что срок на обжалование решения не пропущен.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также ч.ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
В соответствии с ч. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» определены правила, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
Из материалов дела следует, что сотрудниками ЮМУ Росприроднадзора в рамках реализации своих полномочий в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды возложена на лицо, обязанное вносить плату проведена проверка, направленная на достоверность и полноту сведений, указанных в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
12.10.2021 года, по результатам проверки было установлено, что согласно первичной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, предоставленной в ЮМУ Росприроднадзора ООО «Торговый дом «Аверс» не были указаны отходы: мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО 7 33 210 01 72 4, 4 класс опасности) в количестве 16,25 тонн, смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 733 390 01 71 4, 4 класс опасности) в количестве 15,00 тонн.
В адрес ООО «Торговый дом «Аверс», ЮМУ Росприроднадзора было направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду от 20.07.2021 № 03-23-39Т, в соответствии с которым за ООО «Торговый дом «Аверс» числится (выявлена) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере - 22 383,12 рублей, за размещение вышеуказанных отходов.
Во исполнение указанного требования ООО «Торговый дом «Аверс» внесена плата за размещение отходов производства за 2020 (платежное поручение от 05.08.2021 № 1571), а также платежное поручение оплаты пени по сбору за размещение отходов производства за 2020 год от 05.08.2021 № 1572 на сумму - 933,38 руб.
Также, ООО «Торговый дом «Аверс» 12.10.2021 № 5190910 в адрес ЮМУ Росприроднадзора была предоставлена уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, указав в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления», информацию о фактически образованном количестве отходов - мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО 733 21001 72 4, 4 класс опасности) в количестве 16,25 тонн, смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 7 33 390 01 71 4, 4 класс опасности) в количестве 15,00 тонн, отразив указанный объем отходов в столбце 12 как переданный на размещение, тем самым ООО «Торговый дом «Аверс» подтвержден факт предоставления первичной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с недостоверной информацией о количестве образованных отходов и способе их передачи другим организациям в целях размещения.
Таким образом, ООО «Торговый дом «Аверс» допущено искажение и предоставление недостоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, а именно, указаны недостоверные сведения раздела 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления», по отходу - «мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО 733 21001 72 4, 4 класс опасности) в количестве 16,25 тонн, смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 733 390 01 71 4, 4 класс опасности) в количестве 15,00 тонн, что является нарушением порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также нарушением требований ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; Приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899»; Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Судья районного суда, принимая оспариваемое решение, правильно пришёл к выводу об обоснованности привлечения ООО «Торговый дом «Аверс» к административной ответственности.
Действия Общества правильно квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, судья краевого суда не может согласиться с выводом о необходимости прекратить производство по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее I существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, посягательством на установленный принцип охраны окружающей среды и природопользования.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Таким образом, несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Изучение материалов дела указывает на то, что при вынесении решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, судьёй районного суда были нарушены требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом, что является существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку решение судьи первой инстанции вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований, то оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда
решил:
жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Староминского районного суда Краснодарского края от 15 февраля 2022 года, вынесенное в отношении юридического лица – ООО «Торговый дом «Аверс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Судья В.Н. Климов