ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1327/20 от 15.02.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Удут И.М. Дело № 21-77/2021 (21-1327/2020)

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 15 февраля 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 08 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.7.32.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Ленинского районного суда Республики Крым 08 декабря 2020 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы главе администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. отказано, а постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, глава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил постановление должностного лица надзорного органа и решение судьи районного суда как незаконные отменить, производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения неправильно оценил установленные обстоятельства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Ленинского района Республики Крым проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым земельного законодательства Российской Федерации, а именно соблюдения установленных земельным законодательством сроков для заключения договоров аренды земельных участков.

Данной проверкой установлено, что решением Ильичевского сельского совета Ленинского района Республики Крым 1 сессии 2 созыва от 30 сентября 2019 года № 6 об избрании председателем Ильичевского сельского совета – главой администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ избран Руденок М.С. (л.д.39).

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. заключил договор аренды земельного участка с кадастровым номером с Дробаловым В.В. при том, что аукцион на право заключения договора аренды указанного земельного участка проведен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37).

Той же проверкой установлено, что протокол подведения итогов аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (дата проведения аукциона ДД.ММ.ГГГГ, начало в 09 час. 00 мин. по адресу: <адрес>) размещен ДД.ММ.ГГГГ. Председателем аукционной комиссии являлся глава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым. Победителем аукциона по лоту (земельного участка с кадастровым номером признан участник под регистрационным номером - ФИО4, сделавшим последнее предложение о цене предмета аукциона и предложивший наибольшую цену – <данные изъяты> руб. (л.д.35-37).

Диспозицией ч.8 ст.7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков заключения договоров по результатам проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества или в случае, если торги признаны несостоявшимися, либо уклонение организатора торгов, продавца государственного или муниципального имущества, организатора продажи государственного или муниципального имущества от заключения такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 настоящего Кодекса.

Согласно ч.20 ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Таким образом, глава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С., заключив договор аренды земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с ФИО4, не выполнил требования ч.20 ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно объяснений главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С., отобранное у последнего в ходе проведенной проверки, указанное нарушение допущено по причине невнимательности, в связи с желанием скорейшего пополнения бюджета (л.д.38).

По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора Ленинского района Республики Крым Бекировым Э.Ф. вынесено постановление о возбуждении в отношении главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.7.32.4 КоАП РФ (л.д.27-29).

Ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст.28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст.28.5 настоящего Кодекса (ч.2 ст.28.4 КоАП РФ).

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, и необходимые для правильного разрешения дела.

С постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении глава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. ознакомлен, права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации, ст.25.1 КоАП РФ должностному лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены, копия постановления вручена (л.д.29).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе).

Факт несоблюдения установленных сроков заключения договоров аренды земельных участков глава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. не оспаривал.

С учетом изложенного считаю, что судья Ленинского района Республики Крым обоснованно пришел к выводу о виновности главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.7.32.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы не опровергают правильность выводов судьи районного суда и не свидетельствуют о незаконности судебного акта.

Применение положений ст.2.9 КоАП РФ, о чём просит в своей жалобе должностное лицо Руденок М.С., невозможно ввиду следующего.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможно освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст.2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п.18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В данном случае действия лица, привлекаемого к административной ответственности, выразившиеся в заключение договора аренды ранее установленного земельным законодательством срока, нарушали права других участников аукциона на оспаривание результатов аукциона, что несёт существенную угрозу общественным отношением, имеющим место при осуществлении своей деятельности муниципальными органами.

Таким образом, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ малозначительности правонарушения не имеется.

Оснований для иной оценки тех же обстоятельств и доказательств, которым дана оценка уполномоченным лицом административного органа и судом первой инстанции, не усматриваю.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены постановления уполномоченного лица административного органа и решения судьи Ленинского районного суда Республики Крым при производстве по делу в отношении главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. допущено не было.

Административное наказание назначено главе администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым Руденок М.С. в пределах санкции ч.8 ст.7.32.7 КоАП РФ с учетом ч.1 ст.4.1 КоАП РФ. Оно отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях, закрепленным в ст.1.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения и постановления административного органа.

Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Ленинского районного суда Республики Крым от 08 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым ФИО1, оставить без изменения.

Судья В.В. Агин