ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1343/18 от 28.08.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Федорченко Л.В. дело № 21-1343/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск Московской области 28 августа 2018 года

Судья Московского областного суда Комарова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «МАШ» на решение Химкинского городского суда Московской области от 25 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Отряда пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево Гамидова А.И. от <данные изъяты> Акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» (далее АО «МАШ», Аэропорт) юридический адрес: <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 25 апреля 2018 года данное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными актами, защитник АО «МАШ» Абросимова В.С. их обжаловала, просила отменить, указывая на допущенные по делу нарушения норм материального и процессуального права, а также, сослалась на отсутствие в действиях АО «МАШ» состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, суд второй инстанции оснований для отмены или изменения вынесенных по делу актов не находит.

Согласно ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 82 Воздушного кодекса РФ, на прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 01апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

В соответствии со ст. 1 Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 июня 2012 г. № 546, под пограничным контролем понимается государственный контроль, который заключается в проведении комплекса действий по признанию законности пересечения государственной границы лицами, въезжающими в РФ, а также в осуществлении действий по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, а в случаях, установленных законодательством РФ, по обнаружению и задержанию нарушителей правил пересечения государственной границы, а в случаях, установленных законодательством РФ, по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством РФ к ввозу в РФ.

Согласно требованиям приказа Минтранса РФ от 29.01.2010 г. № 21 «Об обнаружении типовой схемы организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через государственную границу РФ», а также п. 1.4, 1.4.1, 1.4.2 Технологической схемы организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушном пункте пропуска через государственную границу РФ Москва (Шереметьево), утвержденной протоколом от 10.12.2015 г. № 5/5.4 на заседании Координационного совета воздушного пункта пропуска, главный оператор, АО «Международный аэропорт Шереметьево» обеспечивает предоставление до 20.00 часов предшествующих суток в подразделения государственных контрольных органов, осуществляющих свои функции в аэропорту, суточного плана полетов ВС. В плане отражаются как регулярные (по расписанию движения), так и нерегулярные (вне расписания движения) рейсы.

Все изменения в суточном плане полетов ВС согласовываются с государственными контрольными органами.

Представленная и уточняемая информация (тип ВС, бортовой номер (индекс), расчетное и фактическое время взлета и посадки, место стоянки, количество пассажиров, данные о загрузке и т.п.) выводится на расположенные в служебных помещениях подразделений государственных контрольных органов оконечные устройства (рабочие места) центральной базы данных (ЦАБД) «Синхрон» АО «МАШ», других информационных систем предприятий – операторов аэропорта.

В соответствии с п. 1.4 Технологии Т-2.2-03-16 «Обслуживание рейсов, прибывших на запасной аэродром Москва (Шереметьево)», обслуживание всех рейсов, прибывших на запасной аэродром Москва (Шереметьево), осуществляется силами и средствами АО «МАШ».

В соответствии с требованиями к подпроцессу Требования к выполнению работ по подпроцессу «Подготовка к обслуживанию рейса» Технологии Т-2.2-03-16, главный специалист-сменный заместитель начальника службы организации пассажирских перевозок Дирекции по организации пассажирских перевозок АО «МАШ», при принятом решении о необходимости высадки пассажиров или при ожидании пассажирами в ВС более одного часа обязан согласовать высадку пассажиров и выгрузку багажа с Отрядом пограничного контроля Федеральной Службы Безопасности России в Международном аэропорту Шереметьево, а также, определить и согласовать с ОПК ФСБ России в МАП Шереметьево терминал и выход прилета для организации высадки пассажиров.

Согласно п. 3 подпроцесса «Сопровождение суточного плана полетов. Прилет» Технологии Т-8.6-45-16 «Обработка служебной информации и служебное оповещение в международном аэропорту Шереметьево», старший диспетчер сектора служебной информации Службы информации АО «МАШ» в случае если некоторые данные в телеграмме по рейсу отсутствуют или не верны, обязан запросить данные у представителя авиакомпании или оператора аэропорта вылета по электронной почте, телефону, выполнить поиск или уточнение информации по рейсу всеми доступными способами: запрос по каналам АФИН, SITA, в авиакомпании, связь с представителем авиакомпании, официальный сайт авиакомпании и т.д. и внести полученные данные в ЦАБД «Синхрон».

Так, из материалов дела следует, что <данные изъяты> в 11 часов 40 минут в международном аэропорту Шереметьево, расположенном по адресу: <данные изъяты>, территория аэропорта Шереметьево, совершило посадку воздушное судно заграничного следований авиакомпании «<данные изъяты>», совершавшее рейс № <данные изъяты> по маршруту «<данные изъяты>», после чего, главным оператором аэропорта АО «МАШ» воздушное судно принято к обслуживанию и направлено на стоянку <данные изъяты>.

В связи с отсутствием в информационной системе аэропорта «ЦАБД Синхрон» сведений об указанном рейсе и иной информации об изменении суточного плана полетов, пограничные наряды к месту стоянки самолета не прибыли, контрольные действия по пропуску через государственную границу воздушного судна заграничного следования не осуществлялись.

В 12 часов 35 минут пассажиры с рейса были доставлены в сектор для федеральных (внутренних) рейсов терминала D.

В 13 часов 20 минут 8 пассажиров рейса № EY-62F покинули пределы пункта пропуска без прохождения паспортного контроля.

В нарушение требований п. 1.4 Технологии Т-2.2-03-16 «Обслуживание рейсов, прибывших на запасной аэродром Москва (Шереметьево)», п. 3 подпроцесса «Сопровождение суточного плана полетов. Прилет» Технологии Т-8.6-45-16 «Обработка служебной информации и служебное оповещение в международном аэропорту Шереметьево», предписанные действия должностными лицами АО «МАШ» выполнены не были, меры по контролю за их выполнением подчиненными должностными лицами руководством АО «МАШ» не приняты.

Вследствие не согласованных с контрольными государственными органами действий должностных лиц АО «МАШ» по организации обслуживания воздушного судна, внесения недостоверной информации в ЦАБД «Синхрон», в нарушение технологической схемы организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушном пункте пропуска через государственную границу РФ Москва (Шереметьево), утвержденной протоколом от 10.12.2015 № 5/5.4 на заседании Координационного совета воздушного пункта пропуска, ВСЗС, члены экипажа и пассажиры не прошли основные контрольные действия (пограничный контроль).

Таким образом, в нарушение требований ст. ст. 7,9,11 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-I «О государственной границе РФ», постановления Правительства РФ от 04 июня 2012 года № 546, приказа Минтранса РФ от 29 января 2010 г. № 21, Технологической схемы организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушном пункте пропуска через государственную границу РФ Москва (Шереметьево), утвержденной протоколом от 10.12.2015 г. № 5/5.4, вследствие ненадлежащего исполнения своих трудовых (служебных) обязанностей работниками АО «МАШ», ВСЗС, члены экипажа и пассажиры не прошли основные контрольные действия (пограничный контроль).

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении АО «МАШ» дела об административном правонарушении по ст. 18.1 ч. 1 КоАП РФ.

Факт совершения АО «МАШ» вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении, рапортом начальника кпп «Шереметьево-2» Курочкина С.И., рапортом врио начальника 3 опк кпп «Шереметьево-2» Савченко С.В., рапортом старшего контролера 3 опк кпп «Шереметьево-2» Титовой Е.Ю., рапортом старшего контролера 3 опк кпп «Шереметьево-2» Громовой А.А., рапортом начальника кпп «Шереметьево-1» Семина А.Г., рапортом старшего контролера 3 опк кпп «Шереметьево-1» Мирошниченко И.О., рапортом контролера 2 опк кпп «Шереметьево-1» Каменовой Т.П., рапортом начальника 3 опк кпп «Шереметьево-3» Охрименко В.Ф., а также иными доказательствами, оцененными судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия АО «МАШ» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и городским судом допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения АО «МАШ» к административной ответственности соблюдены.

Наказание юридическому лицу назначено по общим правилам его назначения, с учетом характера и степени общественной опасности административного правонарушения, находится в рамках санкции статьи. Оснований для смягчения назначенного АО «МАШ» наказания или применения требований ст. 2.9 КоАП РФ, судом второй инстанции не установлено.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях АО «МАШ» состава административного правонарушения опровергаются представленными материалами дела, а также показаниями свидетелей, допрошенных в суде апелляционной инстанции, из которых следует, что Обществом не были приняты достаточные меры для установления достоверных сведений по прибывшему в аэропорт воздушному судну и не внесены в «ЦАБД Синхрон». Установив тот факт, что данное воздушное судно принадлежит иностранной авиакомпании, имеет флаг иностранного государства, должностные лица АО «МАШ» не предприняли никаких мер для установления маршрута его следования, а именно: не установили начальный пункт вылета воздушного судна.

Выявив несоответствия, касающиеся пункта вылета, указанные в телеграмме, должностные лица АО «МАШ» не запросили данные сведения, приняли рейс № EY-62F, как внутренний, в результате чего 8 иностранных граждан не прошли паспортный контроль.

Доводы о том, что у АО «МАШ» не было оснований не доверять сведениям, указанным в телеграмме, о прибытии воздушного судна из г. Сочи, опровергаются показаниями свидетеля Гамидова А.И., который показал, что должностные лица аэропорта не могли не установить, что самолет принадлежит иностранной авиакомпании, поскольку на нем изображен флаг иностранного государства, а также, сведения об авиакомпании содержатся в самой телеграмме. Кроме того, у диспетчеров АО «МАШ» имеется связь с пилотами корабля, в ходе которой можно установить, что воздушное судно прибыло в аэропорт Шереметьево из Абу-Даби.

Согласно показаний свидетелей, по прилету в аэропорт, должностными лицами АО «МАШ» у экипажа истребуется генеральная декларация, в которой содержится вся информация о полете. Однако, они проявили недобросовестность к выполнению своих должностных обязанность, что привело к нарушению АО «МАШ» ст. 18.1 ч. 1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что АО «МАШ» не является субъектом данного правонарушения, опровергаются представленными доказательствами, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает их несостоятельными, поскольку разрешение на прием воздушного судна в аэропорту дает именно АО «МАШ», оно же занимается диспетчерским обслуживанием после приземления самолета. В связи с чем, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 18.1 ч. 1 КоАП РФ.

Технология Т-2.1-04-17 Обслуживание пассажиров в международном аэропорту Шереметьево принята после совершения правонарушения и не согласована с органами пограничного контроля ФСБ России в международном аэропорту Шереметьево, в связи с чем, она не может быть принята к сведению, как доказательство, опровергающее виновность Общества в совершении вышеуказанного правонарушения.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями КоАП РФ. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу актов, не допущено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 т. 30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

Решение Химкинского городского суда Московской области от 25 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Международный аэропорт Шереметьево», оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья подпись О.В. Комарова

Копия верна.

Судья: Секретарь: