Судья Тонеева И.Н. дело №21-1349/2020 РЕШЕНИЕ г.Самара 13 августа 2020 г. Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Отрадненского городского суда Самарской области от 09 июня 2020 г., которым оставлено без изменения постановление и.о. начальника ОГИБДД О МВД России по г.Отрадному Самарской области № 18810063190001015304 от 27.02.2020 г. о привлечении должностного лица- контролера ТС ООО «Легион –Сервис» ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.11.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 7000 рублей, УСТАНОВИЛ: Постановлением и.о. начальника ОГИБДД О МВД России по г.Отрадному Самарской области № 18810063190001015304 от 27.02.2020 г.должностное лицо – контролер ТС ООО «Легион–Сервис» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 7 000 рублей за выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, ФИО1 обратился в суд с соответствующей жалобой. По результатам рассмотрения жалобы, 09 июня 2020 судьей Отрадненского городского суда Самарской области вынесено указанное выше решение. В жалобе, поданной в Самарский областной суд, ФИО1 ссылается на незаконность и необоснованность привлечения его к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что данное транспортное средство является специальным, что прямо предусмотрено его конфигурацией, используется для обслуживания нефтяных и газовых скважин, в связи с чем в данном случае не требуется оснащение тахографом; на момент остановки транспортное средство перевозило по заданию заказчика ООО «НПП «Бурение» техническую воду; Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Проверив представленные материалы дела, заслушав доводы ФИО1 и его защитника Пац О.Ю. в поддержание жалобы, прихожу к следующим выводам. В силу ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В соответствии с ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1). В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22). В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в числе прочего, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). За выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 11.23 КоАП РФ. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 12.02.2020 г. в 09 часов 45 минут на 94 км автодороги подъезда к г.Оренбург- от М5 УРАЛ, водитель ФИО3, управлял транспортным средством КАМАЗ 5668, г/н №, с нарушением установленных правил режима труда и отдыха, а именно в отсутствие контрольное устройство -тахограф, чем нарушил требования Федерального закона от 10.12.1995 N 196-Ф "О безопасности дорожного движения", Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273, Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36. На основании приказа директора ООО «Легион-Сервис» № 1 от 01.09.2017 г. ответственным за выпуск автомобилей, принадлежащих ООО «Легион – Сервис», на линию является должностное лицо - контролер ТС ООО «Легион –Сервис» ФИО1 20 февраля 2020 года старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД О МВД России по г.Отрадному ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого 27.02.2020 г. в отношении должностного лица - контролера ТС ООО «Легион – Сервис» ФИО1 должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности. При рассмотрении 09 июня 2020 г. жалобы контролера ТС ООО «Легион –Сервис» ФИО1 на постановление должностного лица судья городского суда признал имеющиеся в деле доказательства относимыми, допустимыми и в совокупности с достаточной полнотой свидетельствующими о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ. Однако с такими выводами должностного лица и судьи городского суда согласиться нельзя. Объективная сторона, вмененного состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, охватывает собой выпуск должностным лицом на линию транспортного средства в отсутствие контрольного устройства (тахографа), с неработающим или не соответствующим установленным требованиям устройством, а также нарушение правил использования тахографа. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" предусмотрено, что в соответствии со статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Соответствующий Порядок утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 273 (далее - Порядок). Согласно пункту 2 данного Порядка он применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны, в целях повышения безопасности дорожного движения. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (приложение N 2 к названному приказу).Согласно Приложению № 2 к Приказу Минтранса России № 36 тахографами оснащаются выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3) - за исключением транспортных средств, предназначенных для обслуживания нефтяных и газовых скважин. Из карточки учета транспортного средства и копии свидетельства о регистрации транспортного средства КАМАЗ 5668, государственный регистрационный знак <***>, следует, что данное транспортное средство под управлением водителя ФИО4, является специализированным - автоцистерна, имеет разрешенную максимальную массу 20650 кг. Собственником данного транспортного средства является ФИО5 Согласно выписке из ЕГРЮЛ ФИО5 является директором ООО «Легион-Сервис». Основной вид деятельности ООО «Легион-Сервис» - «транспортная обработка грузов», дополнительными видами деятельности являются «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам», «перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами». В соответствии с договором № 74-Р/19 на оказание транспортных услуг, заключенным 29.12.2018 года с Заказчиком- ООО «Научно-производственное предприятие «Бурение», Исполнитель - ООО «Легион-Сервис» принял на себя обязательства по оказанию заказчику автотранспортных услуг. Из путевого листа № 0274 от 12.02.2020 г. следует, что транспортное средство КАМАЗ 5668 г/н <***> под управлением водителя ФИО4 прибыл на территорию заказчика ООО «ИНВЕСТ ТЭК» 12.02.2020 г. в 03 часа 00 минут, и убыло 12.02.2020 г. в 15 часов 00 минут. Согласно маршрутному листу № п/л 0274 от 12.02.2020 г., объектом погрузки являлась техническая вода (соль/вода) массой 10 тонн. Информационное письмо директора ООО «ИНВЕСТ ТЭК» ФИО6 от 15.06.2020 г. подтверждает, что транспортное средство 5668 СНАКН 1043118, г/н к <***> под управлением водителя ФИО4 12.02.2020г. было занято обслуживанием нефтяной скважины № 282 Ветлянского месторождения по завозу технологической жидкости на скважину на основании договора на оказание транспортных услуг, заключенного № б/н от 01.07.2017 г. с ОО «Легион-Сервис». Таким образом, вышеизложенное, а также технические характеристики транспортного средства КАМАЗ 5668 г/н <***>, и фотоматериалы транспортного средства, указывающие на то, что данное транспортное средство является специальным и приспособлено для перевозки жидкости, не позволяют опровергнуть довод заявителя жалобы о том, что указанное транспортное средство относится к транспортным средствам для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и соответственно не подлежит оснащению тахографом. Ни должностным лицом, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, ни судьей городского суда при рассмотрении жалобы на данное постановление должностного лица не приведены достаточные и допустимые доказательства того, что данное транспортное средство не использовалось и не может быть использовано для обслуживания нефтяных скважин, касающегося обеспечения технической водой, применяемой в процессе бурения скважин. Таким образом, исходя из фактически установленных обстоятельств, а именно :12.02.2020 г. в 03 часов 00 минут (время выявления (обнаружения) правонарушения) транспортное средство 5668 СНАКН 1043118, г/н №, под управлением водителя ФИО3 было занято обслуживанием нефтяной скважины № 282 Ветлянского месторождения по завозу технологической жидкости на основании договора № б/н на оказание транспортных услуг, заключенного 01.07.2017 года с ООО «ИНВЕСТ ТЭК», в действиях должностного лица - контролера ТС ООО «Легион –Сервис» ФИО1, допустившего выпуск на линию указанного транспортного средства, не оборудованного техническим устройством – тахографом, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ. Выводы судьи городского суда о том, что при отнесении автомобиля к специальным транспортным средствам, предназначенным для обслуживания нефтяных и газовых скважин, применительно к положениям Приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 следует учитывать, что такие транспортные средства должны быть специально оборудованы для осуществления соответствующих функций в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, являются несостоятельными, поскольку данные требования касаются обеспечения безопасности при эксплуатации таких транспортных средств, а не для отнесения их к категории транспортных средств, предназначенных для обслуживания нефтяных и газовых скважин. Для отнесения конкретного транспортного средства к транспортным средствам для обслуживания нефтяных и газовых скважин, которые не требуют оснащения тахографами, следует исходить из фактического функционального назначения данного транспортного средства, поскольку в системе механизма правового регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения и учета транспортных средств отсутствуют нормативные критерии, на основании которых то или иное транспортное средство можно отнести к транспортным средствам, предназначенным для обслуживания нефтяных и газовых скважин. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии с ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Данные положения законодательства об административных правонарушениях ни должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, ни судьей городского суда при рассмотрении жалобы на данное постановление должностного лица не соблюдены. Доводы лица привлекаемого к административной ответственности надлежащим образом не проверены, ничем не опровергнуты и с этой целью в качестве свидетелей никто не допрашивался. В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ч.3 ст.30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление должностного лица, выносится решение об отмене постановления и решения и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица и решение судьи. При таких обстоятельствах постановление и.о. начальника ОГИБДД О МВД России по г.Отрадному Самарской области № 18810063190001015304 от 27.02.2020 г. и решение Отрадненского городского суда Самарской области от 09 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, в отношении должностного лица - контролера ТС ООО «Легион –Сервис» ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения. На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление и.о. начальника ОГИБДД О МВД России по г.Отрадному Самарской области № 18810063190001015304 от 27.02.2020 г. и решение судьи Отрадненского городского суда Самарской области от 09 июня 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.23 КоАП РФ, в отношении должностного лица - контролера ТС ООО «Легион –Сервис» ФИО1 отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Жалобу должностного лица контролера ТС ООО «Легион –Сервис» ФИО1 удовлетворить. В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции. Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков |