ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-134/19 от 04.06.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Борисова О.В. Дело № 21-134/2019

РЕШЕНИЕ

город Иваново 04 июня 2019 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

с участием:

старшего помощника прокурора Ленинского района г. Иваново Выренкова Е.Ю.,

законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Флагман" - М.С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ "Флагман" М.С.Е. на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 02 апреля 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением первого заместителя начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Ивгосжилинспекция) ФИО4 от 28 декабря 2018 года ТСЖ "Флагман" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 02 апреля 2019 года вышеуказанное постановление должностного лица Ивгосжилинспекции оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд председателем правления ТСЖ "Флагман" М.С.Е., ставится вопрос об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано следующее:

- судом не учтено, что в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 8 Правил № 491 АО "<данные изъяты>" в 2018 году обязал ТСЖ "Флагман" провести опрессовку участка теплотрассы, находящегося за пределами внешней стены многоквартирного дома, при отсутствии волеизъявления собственников на определение состава общего имущества многоквартирного дома. То есть на ТСЖ "Флагман" было незаконно возложено бремя содержания имущества, которое ему не принадлежит;

- судом не изучен факт принадлежности спорного участка в период с 2009 года до 01 ноября 2017 года, и кем в этот период проводилась его опрессовка;

- 28 декабря 2018 года в досудебном порядке было подписано дополнительное соглашение к договору, заключенному между ТСЖ "Флагман" и АО "<данные изъяты>", где формулировка приложения № 5 договора была приведена в соответствие с законодательством. То есть с 28 декабря 2018 года отсутствуют основания, которые могли бы в подобном случае привести к правонарушению.

Явившимся в судебное заседание законному представителю ТСЖ "Флагман" М.С.Е. и прокурору Выренкову Е.Ю. разъяснены их процессуальные права, предусмотренные, соответственно, ст.ст. 25.1, 25.11 КоАП РФ. Отводов, ходатайств не заявлено.

В судебном заседании М.С.Е. доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что интересы собственников помещений нарушены не были, среднесуточная температура наружного воздуха в течение вменяемого периода была выше +8 градусов, температура в квартирах соответствовала нормативу, дом оснащен прибором учета тепловой энергии, жалоб от жильцов не поступало. Фактически спорный участок теплотрассы был опрессован 27 сентября 2018 года при замене вводной задвижки, но без составления соответствующего акта. Заявка о направлении представителя АО "<данные изъяты>" для принятия гидравлических испытаний была подана 01 октября 2018 года и повлиять на дату его явки ТСЖ не имело возможности. ТСЖ является некоммерческой организацией, доходов не имеет, а поэтому наложение штрафа негативно отразится на интересах собственников помещений многоквартирного дома. Как должностное лицо она уже наказана и оплатила назначенный ей штраф.

Прокурор Выренков Е.Ю., полагая доводы жалобы основанными на неверном понимании норм действующего законодательства, просил оставить решение судьи районного суда без изменения.

Заслушав участвующих лиц и проверив дело в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 7.23 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ТСЖ "Флагман" признано виновным в том, что являясь лицом, ответственным за предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном <адрес>, в период с 01 октября 2018 года по 05 октября 2018 года допустило нарушение режима обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению.

Вывод должностного лица Ивгосжилинспекции, с которым согласился судья районного суда, о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и виновности ТСЖ "Флагман" в его совершении основан на достаточной совокупности собранных по делу доказательств: постановлении заместителя прокурора Ленинского района г. Иваново о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 декабря 2018 года; выписке из ЕГРЮЛ; Уставе ТСЖ "Флагман"; Постановлении Администрации г. Иваново от 27 сентября 2018 года "О начале отопительного сезона 2018-2019 годов"; письмах председателя правления ТСЖ "Флагман" М.С.Е. от 01 октября 2018 года в адрес АО "<данные изъяты>"; акте на гидравлическое испытание трубопровода от 05 октября 2018 года; договором теплоснабжения от 01 ноября 2017 года с приложениями; письменных объяснениях М.С.Е. от 17 декабря 2018 года и ФИО6 от 27 декабря 2018 года; пояснениях ФИО6 в судебном заседании районного суда и других материалах дела.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств совершенного административного правонарушения соблюдены. Предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены. Собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила представления коммунальных услуг).

В соответствии с указанными Правилами представления коммунальных услуг исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (п. 2); предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 (подп. "в" п. 3); если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом (п. 5).

Постановлением Администрации г. Иванова от 27 сентября 2018 года № 1195 "О начале отопительного сезона 2018-2019 годов" начало отопительного сезона определено с 01 октября 2018 года.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ТСЖ "Флагман", являясь исполнителем коммунальных услуг, обязано обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги по отоплению.

Доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии ТСЖ "Флагман" необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение в период с 01 по 05 октября 2018 года режима обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению, не имеется.

Аналогичные изложенным в настоящей жалобе доводы о включении в договор в нарушение п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, обязанности ТСЖ "Флагман" опрессовать участок теплотрассы, находящийся за пределами внешней стены многоквартирного <адрес>, без волеизъявления собственников на определение состава общего имущества многоквартирного дома, являлись предметом проверки при рассмотрении дела должностным лицом Ивгосжилинспекции и судьей районного суда и получили должную оценку в принятых по делу процессуальных актах, оснований не согласиться с которой не имеется.

При этом следует отметить, что согласно договору теплоснабжения № 5026 от 01 ноября 2017 года, заключенному между АО "<данные изъяты>" ("Теплоснабжающая организация") и ТСЖ "Флагман" ("Потребитель"), "Теплоснабжающая организация" обязуется подавать "Потребителю" через присоединенную сеть до точек поставки, которые расположены на границе эксплуатационной ответственности сторон, указанных в Приложении № 2 к настоящему договору, тепловую энергию и теплоноситель для оказания "Потребителем" собственникам помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения, а также потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, а "Потребитель" обязуется, в том числе обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома (п. 1.1 договора).

Согласно п. 2.2.9 данного договора "Потребитель" ежегодно до начала отопительного сезона обязан выполнить комплекс мероприятий по подготовке системы теплопотребления здания к отопительному сезону в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок и Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, предъявить "Теплоснабжающей организации" документы, подтверждающие выполнение требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок по подготовке к отопительному сезону, документы лица, ответственного за эксплуатацию системы теплопотребления "Потребителя", прошедшего обучение в Центральном управлении "Ростехнадзора", предъявить к осмотру тепловые пункты и направить в "Теплоснабжающую организацию" письменную заявку о готовности потреблять тепловую энергию с начала отопительного сезона. Проверка документов по подготовке к отопительному сезону и осмотр тепловых пунктов осуществляется представителем "Теплоснабжающей организации" по письменной заявке "Потребителя" в течение 10 рабочих дней с момента ее получения.

В Приложении № 2 к договору определены границы теплотрасс "Потребителя" - от выходного фланца задвижки на подающем трубопроводе и входного фланца задвижки на обратном трубопроводе или в случае отсутствия фланцевого соединения, сварных швов, соединяющих входные патрубки запорной арматуры "Теплоснабжающей организации" с подающими трубопроводами "Потребителя" и сварных швов, соединяющих входные патрубки запорной арматуры "Теплоснабжающей организации" с обратными трубопроводами "Потребителя" в ТК А-11.12 до наружной стены здания по <адрес>.

Указанный договор и каждое приложение к нему подписаны уполномоченным лицом, ответственным за выполнение условий настоящего договора со стороны "Потребителя", председателем правления М.С.Е. Сведений о невозможности выполнения до начала отопительного сезона условий договора ТСЖ "Флагман" не представлено.

Несмотря на обязанность заблаговременно осуществлять подготовку к отопительному сезону, заявка о направлении представителя АО "<данные изъяты>" для принятия гидравлических испытаний системы теплоснабжения ал адресу: <адрес> была направлена ТСЖ "Флагман" только 01 октября 2018 года, когда отопительный сезон уже начался.

Действительно, в соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Вместе с тем, ТСЖ "Флагман" своевременно не приняло никаких мер к тому, чтобы изменить условия договора. Эти меры стали предприниматься только после того, как произошла задержка в подаче тепловой энергии в многоквартирный дом.

Доводы об изменении 28 декабря 2018 года отдельных положений договора № 5026 от 01 ноября 2017 года путем заключения дополнительного договора правильности выводов должностного лица Ивгосжилинспекции и судьи районного суда не опровергают, поскольку указанные действия предприняты уже после выявления допущенного нарушения в сфере коммунального обслуживания.

Принадлежность спорного участка в период с 2009 года до 01 ноября 2017 года и проведение его опрессовки в этот период правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Приводимые законным представителем ТСЖ "Флагман" доводы относительно температурного режима в квартирах и на улице, оснащения дома прибором учета тепловой энергии и отсутствия жалоб от жильцов судьей районного суда обоснованно отклонены, как не содержащие правовых аргументов, влияющих на вывод о наличии в действиях ТСЖ "Флагман" состава вмененного административного правонарушения и виновности в его совершении.

Иных доводов, влекущих отмену либо изменение вынесенных по делу процессуальных решений, жалоба не содержит.

Административное наказание ТСЖ "Флагман" назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 7.23 КоАП РФ для юридического лица. Правовых оснований для смягчения наказания не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 02 апреля 2019 года в отношении ТСЖ "Флагман", привлеченного к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу председателя правления ТСЖ "Флагман" М.С.Е. - без удовлетворения.

Судья Ивановского областного суда Н.С. Круглова