ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-134/2022 от 20.04.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0025-01-2021-014880-41

Дело № 21-134/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Заполярье» на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 17 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Заполярье»,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды № 678-2021/01-Ш от 10 ноября 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Заполярье» (далее также – ООО «Газпромнефть-Заполярье», Общество), привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Газпромнефть-Заполярье» обжаловало его в суд. В жалобе просило административное правонарушение переквалифицировать с ч.1 ст.8.14 КоАП РФ на ст.8.5 КоАП РФ; постановление должностного лица от 26 октября 2021 года отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения, указывая на то, что обжалуемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, в связи с чем при возбуждении административного производства Департаменту необходимо было квалифицировать действия Общества по ст.8.5 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 17 февраля 2022 года постановление государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды № 678-2021/01-Ш от 10 ноября 2021 года оставлено без изменения, жалоба ООО «Газпромнефть - Заполярье» – без удовлетворения.

С данным решением не согласно ООО «Газпромнефть-Заполярье» в лице представителя Александрова А.Г., который в жалобе просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 17 февраля 2022 года отменить, переквалифицировать правонарушение с ч.1 ст.8.14 КоАП РФ на ст.8.5 КоАП РФ; отменить постановление государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды № 678-2021/01-Ш от 10 ноября 2021 года, прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, приводя алогичные доводы изложенные в жалобе в районный суд.

В дополнительных объяснениях к жалобе, указывая, что оспариваемое постановление вынесено наряду с другими постановлениями, вынесенными по результатам проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем на основании ч.5 ст.4.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Обществу должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушение. Кроме того, за такое же правонарушение было привлечено к административной ответственности должностное лицо Общества.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, отзыва должностного лица на жалобу, дополнительные письменные объяснения, заслушав в судебном заседании объяснения представителя ООО «Газпромнефть-Заполярье» Александрова А.Г., настаивавшего на доводах жалобы и дополнительных объяснений к ней, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества.

В соответствии с пунктом 2 названного Порядка обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно п.24 названного Порядка сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (формы 3.1 – 3.3, указанные в приложении к Порядку), представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью лиц, указанных в пункте 2 Порядка, либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 09 декабря 2020 года между Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО «Газпромнефть-Заполярье» заключен договор водопользования № 89-15.01.00.001-0-ДЗИО-С-2020- 10342/00, по условиям которого обществу в пользование предоставлено для забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта для водоснабжения при строительстве эксплуатационных скважин на Харасавэйском ГКМ. Согласно пп. «з» п.19 договора водопользователь обязан предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, отчет о выполнении условий использования водного объекта. Согласно внесенным в данный договор дополнительным соглашением № 89-15.01.00.001-О-ДЗИО-С-2020-10342/01 от 16 июня 2021 года изменениям к договору водопользования от 09 декабря 2020 года, отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, отчет о выполнении условий использования водного объекта следует представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Как следует из материалов дела, в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п.24 Приказа Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903, указанных условий договора ООО «Газпромнефть -Заполярье» в установленный срок, а именно, до 15 июля 2021 года, не представило в Департамент сведения за второй квартал 2021 года в отношении водного объекта - по Форме 3.1 – «сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов».

В связи с этим должностным лицом сделан правильный вывод о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № 678-2021/01-Ш от 26 октября 2021 года; сведениями начальника управления водных ресурсов от 30 июля 2021 года; договором водопользования от 09 декабря 2020 года; дополнительным соглашением к договору водопользования от 16 июня 2021 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Допустимость и достоверность доказательств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица, были проверены судьей районного суда при рассмотрении жалобы на данное постановление и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении и жалоба рассмотрены с соблюдением положений ст. 24.1 КоАП РФ и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Утверждение ООО «Газпромнефть-Заполярье» о неверной квалификации правонарушения является несостоятельным, оснований для переквалификации совершенного им деяния на ст.8.5 КоАП РФ, не усматривается. Вопреки доводам жалобы, действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (нарушение правил водопользования, установленных договором), тогда как ст.8.5 названного кодекса предусмотрена ответственность, в частности, за несвоевременное сообщение информации о состоянии окружающей среды, источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду.

Указание в жалобе на малозначительность вменяемого административного правонарушения также не может быть принято во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие у ООО «Газпромнефть-Заполярье» возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, основания для признания вменяемого последнему правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения от административной ответственности, отсутствуют.

Довод представителя ООО «Газпромнефть-Заполярье» о том, что в силу положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Обществу должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения, является несостоятельным, исходя из следующего.

Частью 5 ст.4.4 КоАП РФ в редакции указанного Федерального закона, вступившего в законную силу с 06 апреля 2022 года, предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Вместе с тем, согласно материалам дела об административном правонарушении, Общество привлечено к административной ответственности за непредставление в срок до 15 июля 2021 года сведения за второй квартал 2021 года в отношении водного объекта - по форме 3.1. Данных о том, что данное нарушение, как и непредставление подобных сведений в отношении иных водных объектов, было выявлено в ходе осуществления одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), материалы дела не содержат.

Также не свидетельствует о необходимости отмены постановления № 678-2021/01-Ш от 10 ноября 2021 года факт привлечения к административной ответственности за то же нарушение должностного лица ООО «Газпромнефть-Заполярье», поскольку сведений о том, что вынесенное в отношении руководителя по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения указанного Общества Ш.А.И. постановление № 680-2021/01-Ш от 24 ноября 2021 года вступило в законную силу, материалы дела не содержат. Представителем ООО «Газпромнефть-Заполярье» Александровым А.Г. не оспаривается то обстоятельство, что постановление № 680-2021/01-Ш от 24 ноября 2021 года обжаловано Ш.А.И. в Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Учитывая, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также решения судьи районного суда, которым это постановление оставлено без изменения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, п. 1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

р е ш и л:

решение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 17 февраля 2022 года и постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды № 678-2021/01-Ш от 10 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Заполярье» – без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова