ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-134/2022 от 29.06.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А.

Дело № 21-134/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский «29» июня 2022 года

Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЛомПром» по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 11 апреля 2022 года общество с ограниченной ответственностью «ЛомПром» (далее – Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 мая 2022 года указанное выше постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, вынесший постановление о назначении административного наказания государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 просит решение судьи отменить, полагая, что событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждается представленными в деле доказательствами.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Фединой Е.Е., которая возражала против доводов жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 1 февраля 2021 года заключен договор аренды, по условиям которого АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» предоставил во временное владение и пользование Обществу прилегающий к акватории бухты Бабья Авачинской губы земельный участок общей площадью 1600 кв.м, расположенный по ул. Днепровская в г. Петропавловске-Камчатском.

14 октября 2021 года должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора проведено выездное обследование акватории и водоохраной зоны Авачинской губы.

В результате проведенных мероприятий оформлен акт № 18-48/2021, в котором зафиксировано, что на земельном участке с кадастровым номером (северо-восточная часть земельного участка) производится разделка, складирование и отгрузка металлолома. На момент осмотра на площадке велись работы по разделке корпуса судна с применением газорезного оборудования. На площадке расположена куча лома и отходов от разделки судна, частично загрязненная остатками нефтепродуктов. Разделываемое судно частично находится в акватории водного объекта – бухта Бабья Авачинской губы, частично вытянуто на поверхность земельного участка.

Установив, что хозяйственная деятельность Общества сопряжена с разделкой судов, находящихся в водном объекте, для осуществления которой не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, должностное лицо Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора пришло к выводу о допущенном юридическим лицом нарушении требований ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и ч. 7 ч. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Приведенные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении, составленного 9 декабря 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора, и последующего вынесения им постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отменяя постановление о назначении административного наказания с прекращением производства по делу, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Судья указал, что Общество не является субъектом данного административного правонарушения, водный объект – бухта Бабья Авачинской губы в пользование Обществу не предоставлялся, а осуществляемая им деятельность по обработке отходов и лома металлов не относится к числу объектов государственной экологической экспертизы, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 2 ст. 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

С таким выводом судьи согласится нельзя.

Согласно ст.ст. 3, 33 Федерального закона 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.

В соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В силу ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили, относятся к внутренним морским водам.

Пунктом 2 ст. 34 этого Федерального закона установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

При этом, в силу абзаца 2 этого пункта все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Буквальное толкование приведенной выше правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.

Материалами дела подтверждается, что деятельность Общества по разделке на металлолом выведенных из эксплуатации морских судов, которые частично находятся в водном объекте, связана с использованием части акватории бухты Бабья Авачинской губы. Соответственно, осуществление такой деятельности возможно при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод.

Приведенные выше правовые нормы соблюдение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы не связывают с наличием либо отсутствием решения о предоставлении соответствующего водного объекта в пользование. Следовательно, обстоятельства того, что Общество не является водопользователем бухты Бабья Авачинской губы, сами по себе не могут служить основанием для вывода об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.

В связи с этим состоявшиеся по делу постановление судьи не может быть признано соответствующим требованиям статей 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом.

Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях не истек, решение судьи от 27 мая 2022 года подлежит отмене с направлением дела в Петропавловск-Камчатский городской суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 27 мая 2022 года отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении ООО «ЛомПром» по ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях направить в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края на новое рассмотрение.

Судья В.Ф.Горн