ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-135/2022 от 07.02.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-135/2022

г. Уфа 07 февраля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года, которым

постановление государственного инспектора – ведущего специалиста – эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2№...-ТА от 03 марта 2021 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» ФИО1 - без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением государственного инспектора – ведущего специалиста – эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2№...-ТА от 03 марта 2021 года Общество с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» (далее ООО РО «Эко-сити», общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Судьей Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по жалобе генерального директора ООО РО «Эко-Сити» ФИО1 принято вышеуказанное решение.

Не согласившись с постановлением государственного инспектора – ведущего специалиста – эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2№...-ТА от 03 марта 2021 года и решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года, генеральный директор ООО РО «Эко-Сити» ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит принятые по делу решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании защитник ООО РО «Эко-Сити» ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.

Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в том числе, в Федеральных законах от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

Пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании ч.ч. 1,2 ст.24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 г. (далее Правила).

Согласно пункту 4 Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Согласно ст.13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с ч.6,7. ст.12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Пунктом 13 Правил предусмотрено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

Ответственность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена и внесенными изменениями в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641. что также, регламентируется ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно материалам дела, в результате проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09 апреля 2018 года №..., размещенном на официальном сайте Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, региональным оператором, обслуживающий зону №3 является ООО Региональный оператор «Эко-Сити».

В зону деятельности №3 вошли города Ишимбай, Кумертау, Салават, Сибай, Стерлитамак, районы Абзелиловский. Аургазинский, Баймакский, Белоредкий, Бурзянский, Гафурийский, Зианчуринский, Зилаирский, Ишимбайский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Миякинский, Стерлибашевский, Стерлитамакский, Учалинский, Фёдоровский, Хайбуллинский.

Между ООО «Эко-Сити» и Министерством экологии и природопользования Республик Башкортостан подписано Соглашение №... от 23 апреля 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора №3. С 01 января 2019 года региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 1.1 Соглашения, предметом Соглашения является обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора.

В соответствии с 2.1 Соглашения, описание границ зоны деятельности Регионального оператора предусмотрено Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, Республики Башкортостан.

Согласно схеме направления потоков ТКО зоны №3 территориальной схемы отходы TКО с места сбора в границах МР Баймакский, Зилаирский, Хайбуллинский, Абзелиловский Белорецкий районы транспортируются с целью захоронения на полигон ТБО, расположенный на территории Белорецкого района. Номер объекта в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) №... (эксплуатирующая организация - ООО «Сервис-Уют» адресадрес, ближайший населенный пункт адрес); отходы ТКО в границах Зианчуринский район на полигон ТБО, расположенный: территории ГО адрес. номер объекта в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) №...

В период с 01 февраля 2021 года по 04 февраля 2021 года, во исполнение поручения Минэкологии РБ о нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов закрепленной территориальной схемой, на основании Распоряжений №2 от 01 февраля 2021 года и №... от 04 февраля 2021 года, заданий №... от 01 февраля 2021 года и №... от 04 февраля 2021 года, выданных председателем Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ, на территории сельского поселения Аскаровский сельсовет муниципального района Абзелиловский район проведены плановые рейдовые осмотры мест, наиболее подверженных несанкционированному размещению отходов. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан утверждена приказом Министерства природопользования и экологии РБ от 30.12.2019 №... п. вступила в законную силу с 17 апреля 2020 года.

Согласно раздела 9 территориальной схемы региональный оператор «Эко-Сити» осуществляет транспортировку потока отходов на обработку с размещением отходов на полигоне твердых коммунальных отходов г.Белорецк с территории муниципального района Абзелиловский район РБ. Существующее положение территориальной схемы не предусматривает наличие площадок временного накопления твердых коммунальных отходов на территории Абзелиловского района.

В ходе плановых рейдов проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №.... разрешенный вид деятельности - для размещения полигона твердых бытовых отходов, территориальная принадлежность - СП Аскаровский сельсовет, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи) площадь участка составляет – .... Участок по периметру имеет сетчатое ограждение, въездные ворота и шлагбаум. Осмотром зафиксированы факты складирования отходов производства и потребления на территории вышеуказанного участка.

В территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, Республики Башкортостан, земельный участок с кадастровый №... как тесто размещения твердых коммунальных отходов с целью захоронения отсутствует.

В нарушение раздела 9 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Башкортостан утверждена приказом Министерства природопользования и экологии РБ от 30.12.2019 года №... п, вступила в законную силу с 17 апреля 2020 года специализированным автотранспортом ООО РО «ЭКО-СИТИ» (автомашина марки КАМАЗ государственный регистрационный знак №... и автомашина, марки SCANIA государственный регистрационный знак №... отходы завозятся и размешаются на вышеуказанном участке. В ходе проведения плановых рейдовых осмотров велась фото и видео фиксация.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО РО «Эко-сити» РБ к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт нарушения и виновность ООО РО «Эко-сити» РБ в его совершении подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: поручением Министра природопользования и экологии Республики Башкортостан о проведении рейдовых проверок на подведомственной территории и представлении информации в отношении региональных операторов по обращению с ТКО в отдел по организации обращения с отходами (л.д.66); распоряжениями Белорецкого территориального комитета от 01 февраля 2021 года №№..., 4, о проведении планового рейдового осмотра территории СП Аскаровский сельсовет, МР Абзелиловский район с 01 февраля 2021 года по 01 февраля 2021 года, 04 февраля 2021 года по 04 февраля 2021 года (л.д.67,68); актом о проведении плановых рейдовых осмотров специалистом – экспертом Белорецкого ТК Минэкологии РБ ФИО4 от 04 февраля 2021 года (л.д.69); договором аренды транспортного средства с экипажем от 27 ноября 2019 года с перечнем передаваемых транспортных средств и актом приема-передачи (л.д.75-83); протоколом об административном правонарушении №...-ТА от 26 февраля 2021 года с приложенной схемой потоков ТКО от источников их образований до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов (л.д.84-87) и другими материалами дела.

При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО РО «Эко-сити» в его совершении.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО РО «Эко-сити» приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.

С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО РО «Эко-сити» состава вмененного административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что ООО РО «Эко-Сити» не является субъектом вмененного правонарушения, в связи с тем, что согласно Договору аренды транспортного средства с экипажем от 27 ноября 2019 года, заключенным между арендатором ООО РО «Эко-Сити» и арендодателем ООО «Альянс-Групп», члены экипажа являются работниками арендодателя и несут ответственность за незаконное размещение ТКО на земельном участке с кадастровым номером №..., на основании дополнительного соглашения от 12 января 2021 года к Договору №...-А от 27 ноября 2019 года, являются несостоятельными, не опровергают правильность выводов судьи районного суда и не являются основанием для отмены обжалуемого постановления.

Поскольку ООО РО «Эко-Сити» является региональным оператором, оно приняло на себя обязательства организовать и осуществлять деятельность в сфере обращения с отходами в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ, закрепленными в нем положениями и в установленном порядке, а также территориальной схемой обращения с отходами на территории Республики Башкортостан.

Осуществление ООО РО «Эко-Сити» деятельности с отклонением от территориальной схемы позволили суду первой инстанции сделать вывод о том, что ООО РО «Эко-Сити» является субъектом деятельности в области обращения с отходами, в том числе ТКО, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Для соблюдения требований закона Обществу надлежало обеспечить надлежащий и текущий постоянный контроль оказываемых исполнителем услуг (ООО «Альянс-Групп») по погрузке и транспортировке ТКО с мест накопления отходов на полигон твердых коммунальных отходов г. Белорецк, путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя.

Доводы жалобы о том, что предоставленные в деле видео не позволяют установить событие административного правонарушения и об отсутствии при составлении протокола об административном правонарушении представителей Общества, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в принятом по делу судебном решении. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

С учетом изложенного, основания, влекущие отмену принятых по делу постановления должностного лица и судебного решения, отсутствуют.

Другие доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, исследованных судебной инстанции, однако несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание ООО РО «Эко-Сити» назначено должностным лицом в пределах санкциич.1 ст. 8.2 КоАП РФ,

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление государственного инспектора – ведущего специалиста – эксперта Белорецкого территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО2№...-ТА от 03 марта 2021 года и решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 ноября 2021 года по делу об административном нарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити», оставить без изменения, жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-сити» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г. Б. Соболева

справка: судья Шакирьянова А.Г.