ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-135/2022 от 22.03.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-135/2022 Судья Толстова Л.В. Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении

22 марта 2022 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу Куликова Александра Николаевича на постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Михайловой Ж.О. № 15-18-09/2021-15 от 16 ноября 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 января 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Михайловой Ж.О. № 15-18-09/2021-15 от 16 ноября 2021 года глава администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 января 2022 года постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике № 15-18-09/2021-15 от 16 ноября 2021 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Куликов А.Н. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника Лазареву Ф.Ю., поддержавшую доводы жалобы, мнение представителя административного органа Ивановой И.С., заключение заместителя прокурора Аликовского района Мочалова А.В. об оставлении жалобы без удовлетворения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Куликова А.Н., извещенного надлежащим образом, что подтвреждено защитником Лазаревой Ф.Ю., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 22 Закон о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи (часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (часть 7 статьи 22 Закона о контрактной системе).

Также в соответствии с частью 12 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта методов, указанных в части 1 данной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации № 567).

Пунктами 1.2, 1.3, 1.8 Методических рекомендаций № 567 разъяснены возможные способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Закона о контрактной систем.

При определении начальной (максимальной) цены контракта рекомендуется исходить из необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые предусмотрены статьей 13 Закона о контрактной системе.

В разделах III и IV Методических рекомендаций № 567 приведены алгоритмы определения начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставления рыночных цен и нормативным методом.

В силу пункта 3.2 Методических рекомендаций № 567 метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона о контрактной системе, пунктом 4.1 раздела IV Методических рекомендаций № 567 нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Из положения статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

В силу части 4 статьи 19 Закона о контрактной системе, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 статьи 19 Закона, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования).

Из материалов дела следует, что 26 ноября 2020 года Администрацией в Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе в электронной форме «Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения на территории муниципального образования Аликовский район, для предоставления его детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения» с начальной (максимальной) ценой контракта (далее – НМЦК) в размере 1014 090 рублей».

Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация к нему размещены в Единой информационной системе в сфере закупок 26 ноября 2020 года, документация об электроном аукционе, содержащая раздел «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», утверждена главой администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликовым А.Н. с НМЦК 1014 090 рубля.

В соответствии с документацией об аукционе в электронной форме обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено с применением нормативного метода, исходя из рыночной стоимости 1 кв.м. в размере 30730 рублей на основании Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» и письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 17 января 2020 года № 11/15-455.

Несоблюдение порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта и при изложенных выше обстоятельствах послужили основанием для вынесения и.о. прокурора Аликовского района постановления от 13 сентября 2021 года о возбуждении в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова А.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, и вынесения заместителем начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике постановления № 15-18-09/2021-15 от 16 ноября 2021 года о привлечении Куликова А.Н. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой КоАП РФ.

Факт совершения Куликовым А.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ и его виновность подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе документацией об электронном аукционе, отчётом о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования отдельных межбюджетных субсидий (иных межбюджетных трансфертов), предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Аликовского района в 2016-2020 годах и истекшем периоде 2021 года» (совместно с Министерством финансов Чувашской Республики), утвержденным решением коллегии Контрольно – счетной палаты Чувашской Республики от 6 мая 2021 года, и другими.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица от 16 ноября 2021 года и решении судьи от 25 января 2022 года сделан обоснованный вывод о несоблюдении указанных выше требований законодательства при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, деяние должностного лица Куликова А.Н. по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ квалифицировано правильно.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.

Доводы жалобы о том, что Администрацией района обосновано использован предусмотренный частью 7 статьи 22 Закона о контрактной системе нормативный метод со ссылкой на письмо Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 17.01.2020 № 11/15-455 тщательно проверены должностным лицом и судьей районного суда, эти доводы обосновано опровергнуты с подробным приведением мотивов.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судьи районного суда не имеется.

В соответствии с письмом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 17.01.2020 № 11/15-455 объем субвенций на обеспечение жильем детей-сирот определен из рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Чувашской Республике, для муниципальных районов в размере 30 730 рублей за 1 кв.м.

Законом Чувашской Республики от 03.12.2019 № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено финансирование в виде субсидий из расчета 30730 рублей за 1 кв.м., что составляет 1 014,1 тыс. рублей (33,0 х 30730,0 рублей).

Из чего следует, что администрацией района в основу расчета НМЦК принят расчет объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, то есть фактически за основу расчета НМЦК взята утвержденная средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, принятая в целях расчета размера субвенции, то есть фактически применен не метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а иной метод, что является нарушением статьи 22 Закона о контрактной системе.

Как правильно указано в обжалуемых актах, фактически примененный администрацией района метод определения НМЦК не является подлежащим приоритетному применению методом сопоставимых рыночный цен (анализа рынка).

При этом следует отметить, что администрацией Аликовского района в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 статьи 19 Закона о контрактной системе, не установлены правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно муниципальных нужд, а также не представлено обоснование выбора нормативного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность, а невозможность применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в документации об аукционе в электронной форме не обоснована.

Довод жалобы заявителя, что администрацией района проведен анализ рынка недвижимости в Аликовском районе, при котором стоимость 1 кв. метра превышает доведенный Минстроем Чувашии лимит, а возможность определить соответствие выставленных на продажу объектов недвижимости требованиям, предъявляемым аукционной документацией к жилому помещению, отсутствовала, не свидетельствует о соблюдении требований Закона о контрактной системе о порядке и форме обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, материалы дела объективно свидетельствуют, что главой администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликовым А.Н., при утверждении аукционной документации допущено несоблюдение порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Указанное образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

При этом суд второй инстанции находит, что дело об административном правонарушение рассмотрено уполномоченным должностным лицом Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике - федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий) в соответствии со статьей 23.7 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 8, пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся безвозмездные поступления, в том числе субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Согласно информационной карте электронного аукциона (пункт 9) источником финансирования является оплата за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

27 декабря 2019 года между Министерством строительства, архитектуры и жилищно – коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией Аликовского района заключено Соглашение о предоставлении субвенций из республиканского бюджета бюджету муниципального района для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, жилыми помещениями по договорам социального найма категории граждан, указанных в пунктах 3 и 6 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных правоотношений» и по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку.

Данным Соглашением установлено, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий Чувашской Республики по предоставлению специализированных жилых помеещний детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их лица осуществляется за счет субвенций предоставляемых местному бюджету, в 2020 году всего 5070045 руб., из них по целевой статье за счет средств: субсидии, поступающей из федерального бюджета в республиканский бюджет Чувашской Республики в размере 1906489,20 руб., средств республиканского бюджета в размере 121690,8 руб., средств республиканского бюджета в размере 3042270 руб.

Законом Чувашской Республики от 3 декабря 2019 года № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в Таблице 7 Приложения 19 распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2020 год, в котором по Аликовскому району всего предусмотрено 8112,6 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 5019,7 тыс. руб.

Согласно отчету об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета государственных внебюджетных фондов по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных фондах Федерального казначейства, по состоянию на 1 января 2021 года, представленным Управлением Федерального казначейства по Чувашской Республике в суд второй инстанции, кассовый расход бюджета субъекта Российской Федерации по субсидии на предоставление жилых помещений детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированного жилого помещения в текущем финансовом году составил всего 185960032,51 руб., указанные средства перечислены в местные бюджеты, в том числе в бюджет Аликовского района 4895620,88 руб., что учтено в кассовом расходе местного бюджета.

Из отчета о результатах контрольного мероприятия следует, что в 2020 году администрацией Аликовского района в рамках Соглашения от 27 декабря 2019 года № 11/06-54 приобретено 7 жилых помещений, при этом использованы субвенции на приобретение жилых помещений для детей сирот на сумму 6905,6 тыс. руб. из республиканского бюджета (раздел 2.3 Отчета).

Изложенное свидетельствует о том, что несмотря на то, что в информационной карте аукциона предусмотрена оплата средств по муниципальному контракту за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, финансовое обеспечение закупки «Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения на территории муниципального образования Аликовский район, для предоставления его детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения» частично предусмотрено за счет субсидий (межбюджетных трансфертов), имеющих целевое назначение, из федерального бюджета, которые были предоставлены республиканскому бюджету.

Таким образом, в соответствии со статьей 23.7 КоАП РФ, пунктом 3 части 8, пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе, дело об административном правонарушении в отношении Куликова А.Н. рассмотрено уполномоченным должностным лицом Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике в пределах своих полномочий.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу Куликову А.Н. с учетом требований статей 2.2, 2.4, 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Обоснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, в том числе принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела должностным лицом и судьей не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике Михайловой Ж.О. № 15-18-09/2021-15 от 16 ноября 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 января 2022 года, вынесенные в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики Куликова Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Куликова А.Н. – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Решение01.04.2022