ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1369/17 от 13.02.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-66/2018

(№21-1369/2017)

Р Е Ш Е Н И Е

13 февраля 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу директора МУП «Черномор-строй-сервис» ФИО8. на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2017 г. № 12-41/2017,

у с т а н о в и л :

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю, заместителю начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 от 11 августа 2017 года №05-11/3-043/2017 Муниципальное унитарное предприятие «Черномор-строй-сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Черноморского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2017 г. № 12-41/2017 указанное постановление от 11 августа 2017 года №05-11/3-043/2017 оставлено без изменения, жалоба МУП «Черномор-строй-сервис» - без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, директор МУП «Черномор-строй-сервис» ФИО2 подал жалобу, в которой просит указанное решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что судом не дана надлежащая правовая оценка составу административного правонарушения, не исследованы фактические обстоятельства дела, не установлено нарушались ли вообще заявителем нормативно-правовые акты и распространяются ли они на спорные правоотношения.

Кроме того, заявитель также указывает на то, что судом необоснованно было отказано в восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения представителя МУП «Черномор-строй-сервис» - ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4, возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Субъектом данного правонарушения, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.16 Закона №89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Статьей 28 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 05 июля 2017 года проведена прокурорская проверка с привлечением специалистов Управления и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым для совместной проверки соблюдения требований федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории полигона твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) Черноморского района, расположенного вдоль дороги Черноморское-Оленевка, южнее пгт. Черноморское, МУП «Черномор-строй-сервис».

На момент проверки, с выездом на место автотрассы пгт. Черноморское, путь следования грузового автотранспорта на вышеуказанный полигон по размещению ТКО установлено, что на грузовом транспортном средстве (государственный регистрационный номер В ) МУП «Черномор-строй-сервис» имеется маркировка специального знака «класс 9».

На основании материалов проверки, 03 августа 2017года государственным инспектором в области окружающей среды в отношении МУП «Черномор-строй-сервис» составлен протокол № 05-11/3-043/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю, заместителя начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 от 11 августа 2017 года №05-11/3-043/2017 Муниципальное унитарное предприятие «Черномор-строй-сервис» за нарушение ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.16, 28 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», ГОСТа 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», п.3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта нарушения осуществления Предприятием деятельности, связанной с накоплением, использованием, транспортированием, размещением и иным обращением с отходами производства и потребления.

Однако такие выводы судьи районного суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Так, согласно протокола об административном правонарушении от 03 августа 2017 года и постановления должностного лица от 11 августа 2017 года, МУП «Черномор-строй-сервис» вменено то, что его водителем транспортного средства при осуществлении им транспортирования ТКО не представлены документы, а именно: копии паспортов отходов IV класса опасности; допуски транспортного средства на перевозку опасного груза с отметкой «Перевозка ОГ»; аварийные карточки системы информации об опасности.

Вместе с тем, согласно ст.16 Закона №89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Согласно материалов дела, МУП «Черномор-строй-сервис» имеет лицензию серии 082 №00014 от 16 июня 2016 года на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п.28 Правил, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство не содержит утвержденных правил и форм специальных знаков на транспортные средства при транспортировании твердых коммунальных отходов.

Кроме того, факт отсутствия у водителя МУП «Черномор-строй-сервис» паспорта отходов IV класса опасности, также является недоказанным.

Так, в протоколе об административном правонарушении от 03 августа 2017 года №05-11/3-043/2017 директор МУП «Черномор-строй-сервис» ФИО6 указал на наличие вышеуказанных паспортов, копии которых приобщил к вышеуказанному протоколу.

Поскольку в Законе №89-ФЗ не имеется прямой ссылки на то, что у водителя транспортного средства, транспортируемого ТКО при себе должен храниться паспорт отходов, то ссылка должностного лица на нарушение МУП «Черномор-строй-сервис» ст.16 Закона №89-ФЗ не состоятельна.

Неправомерным является указание должностного лица в протоколе от 03 августа 2017г. и в постановлении от 11 августа 2017г. на нарушение предприятием «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 №73, поскольку Приказом Минтранса России от 05 сентября 2016г. №262, данные Правила признаны утратившими силу.

Кроме того, МУП «Черномор-строй-сервис» вменено отсутствие допусков транспортного средства на перевозку опасного груза с отметкой «Перевозка ОГ», а также отсутствие аварийных карточек системы информации об опасности.

Вместе с тем, данные обстоятельства не соответствуют действительности, поскольку опровергаются материалами административного дела, пояснениями представителя МУП «Черномор-строй-сервис» ФИО1, представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО4, согласно которым на момент проведения проверки - 05 июля 2017 года МУП «Черномор-строй-сервис» осуществлялась транспортировка твердых коммунальных отходов (ТКО), а не какого-либо опасного груза.

Все вышеприведенные факты оставлены судом первой инстанции без внимания и оценки, что указывает на допущенные существенные нарушения процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и является основанием для отмены вынесенных актов ввиду несоответствия установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по административных правонарушениях о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении. В нарушение требований ст.26.1 КоАП РФ судьей районного суда не выяснены и не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, оценка им не дана.

В силу положений ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, решение Черноморского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2017 г. № 12-41/2017 и постановление органа от 11 августа 2017г. в отношении МУП «Черномор-строй-сервис», подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении МУП «Черномор-строй-сервис» подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное решение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу директора МУП «Черномор-строй-сервис» ФИО2 на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2017 г. № 12-41/2017 – удовлетворить.

Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 07 декабря 2017 г. № 12-41/2017 и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю, заместителю начальника отдела надзора на море Центрального и Северо-Западного региона Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 от 11 августа 2017 года №05-11/3-043/2017 в отношении МУП «Черномор-строй-сервис» - отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении в отношении Муниципального унитарного предприятия «Черномор-строй-сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, прекратить на основании п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

Копия верна

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>