ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-136/20 от 02.03.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 21-136/2020

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 2 марта 2020 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1, по его жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи Междуреченского городского суда от 20 декабря 2019 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору от 16 июля 2019 г. глава Междуреченского городского округа ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут штрафу в размере 6000 рублей.

Решением судьи Междуреченского городского суда от 20 декабря 2019 г. в удовлетворении жалобы на постановление ФИО1 было отказано.

В жалобе и дополнениях к ней ФИО1 просит постановление и решение отменить, ссылаясь на отсутствие в материалах дела об административном правонарушении достаточных доказательств, подтверждающих наличие состава правонарушения в его действиях; сбор судом в ходе рассмотрения жалобы на постановление доказательств по делу; незаконность и необоснованность выводов должностного лица и суда о наличии состава правонарушения; привлечение к административной ответственности ненадлежащего должностного лица; истечение на момент вынесения решения срока давности привлечения к административной ответственности.

ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, направил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что 19 июня 2019 г. при проведении ГУ МЧС России по Кемеровской области плановой проверки по оценке выполнения администрацией Междуреченского городского округа первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа установлено, что при разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не обеспечивается надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, в поселках Широкий Лог (жилой сектор), Ольжерас (ул. Ключевая), Распадный (жилой сектор), Улус (жилой сектор), Косой Порог (жилой сектор, СНТ), Чеболсу (жилой сектор), Карай (жилой сектор, СНТ), Сыркаши-1 (жилой сектор, гора) имеются участки территории не обеспеченные источниками наружного противопожарного водоснабжения в целях пожаротушения;

не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, допущено возведение зданий на высоту более 30 метров (12-ти и 14-ти этажные многоквартирные жилые дома) при отсутствии на территории городского округа специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров.

В бездействии Главы Междуреченского городского округа ФИО1 установлено нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 6, пунктов 1, 2 ст. 63, частей 1, 3 ст. 68, пунктов 2, 3 ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 108 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 2 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в РФ, п. 4.1 СП 8.13130.2009, п. 8.1 СНиП 21-01-97, п. 4.1.2 СП 1.13130.2009, п. 7.1 СП 4.13130.2013.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Согласно ст. 63 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Частями 1 и 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ установлено, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территориях поселений и городских округов относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Из перечисленных требований законодательства следует, что в полномочия администрации городского округа входит решение вопросов обеспечения пожарной безопасности на всей территории городского округа, обеспечение надлежащего состояния имеющихся источников противопожарного водоснабжения и обустройство новых.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты согласно ч. 2 ст. 1 обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.

Согласно постановлению, в ходе проведения проверки установлено, что в г. Междуреченске возведены высотные жилые дома при отсутствии специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров.

Учитывая положения п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 « 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятие мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности на территории городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Мероприятия, связанные с осуществлением городским округом полномочий в области пожарной безопасности, должны быть включены в планы, схемы и программы развития городского округа.

Согласно п. 7.1 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами; средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений.

Требования настоящего свода правил согласно п. 1.1 применяются при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара и обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Рассматривая дело, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о невыполнении администрацией Междуреченского городского округа перечисленных выше требований пожарной безопасности, подлежащих применению на территории городского округа, и обоснованно установил вину должностного лица администрации ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Жалоба на постановление судьей городского суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона. Истребование судом при рассмотрении жалобы и исследование в судебное заседание дополнительных документов не противоречит ст. 30.6 КоАП РФ.

Доводы жалобы являются необоснованными. Ссылка на изменения в законодательстве и исключения из него требования о том, что расстояние между объектами защиты и источниками наружного противопожарного водоснабжения не должно превышать 200 м, не может быть принята.

Пунктами 4.1, 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» установлены аналогичные требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов.

Материалами дела подтверждается, что администрацией допущены нарушения требований пожарной безопасности в части отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения на перечисленных территориях городского округа

Доводы о том, что администрацией проводится работа по обустройству источников наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с постановлением администрации Междуреченского городского округа от 02.12.2011 № 2273-п, являются необоснованными. Документы, подтверждающие, что перечисленные в постановлении безводные территории включены в планы и программы по обеспечению пожарной безопасности городского округа, не представлены.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Таким образом, Глава городского округа, являясь должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Доводы жалобы не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении правонарушения.

Как следует из материалов дела, проверка по оценке выполнения администрацией первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа была проведена 19 июня 2019 г.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Истечение сроков привлечения к административной ответственности на время вынесения решения по жалобе на постановление не влечет отмену решения и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

Таким образом, основания для отмены постановления и решения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору от 16 июля 2019 г., решение судьи Междуреченского городского суда от 20 декабря 2019 г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Т.А. Ершова