Судья Лобановская Е.А. Дело № 21-136/2012Р Е Ш Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский 5 декабря 2012 года
Судья Камчатского краевого суда Ерютин Кирилл Игоревич при секретаре Матвееве Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО1 - Тимофеева А.Н. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 22 октября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1, которым постановлено:
жалобу защитника Тимофеева А.Н. удовлетворить частично.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу № от 30.07.2012 года указание о нарушении п. 3.2.3 Дополнения № 1 к лицензии ШОМ 14718 НР.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу № от 30 июля 2012 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ Председателя Правления ОАО «Газпром» ФИО1 с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей – оставить без изменения, а жалобу защитника Тимофеева А.Н. – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора по Дальневосточному федеральному округу по геологическому контролю (далее - должностное лицо) № от 30 июля 2012 года, с учетом изменений, внесенных решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 22 октября 2012 года, Председатель Правления ОАО «Газпром» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило осуществление ОАО «Газпром» пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных п.п. 3.4, 3.16, 4.4.11 Дополнения № 1 к лицензии № на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Камчатского участка недр от 05.07.2011 года № выразившемся в невыполнении «Индивидуального рабочего проекта на бурение (строительство) поисковой скважины № 1 на Первоочередной структуре Западно-Камчатского участка с использованием СПБУ» в части выполнения объемов бурения скважины; бурении поисковой скважины в период с 03.09.2011 года по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с проектной документацией, не прошедшей государственную экологическую экспертизу.
Не соглашаясь с указанным решением, защитник ФИО1 Тимофеев А.Н. обратился в Камчатский краевой суд с жалобой, в которой решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда просит отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также существенными нарушениями процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, в ходе производства по делу.
В жалобе и дополнениях к ней указывает, что должностным лицом и судьей городского суда неверно определен субъект административного правонарушения, вина ФИО1. во вменяемом правонарушении отсутствует, о времени и месте рассмотрения дела он не был извещен надлежащим образом, проверка ОАО «Газпром» проведена с нарушением требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем результаты проверки, отраженные в Акте, не могут быть использованы в качестве доказательств по делу, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Выслушав объяснения защитников ФИО1. Тимофеева А.Н. и ФИО2, поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены либо изменения решения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда не нахожу.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена, в том числе, за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
В соответствии с ч. 2 ст. 6, ст.ст. 9, 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда на основании анализа собранных в ходе производства по делу доказательств, содержание которых приведено в решении от 22 октября 2012 года, установив, что ОАО «Газпром» при осуществлении пользования недрами Западно-Камчатского участка нарушены требования п.п. 3.4, 3.16, 4.4.11 Дополнения № 1 к лицензии № на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Камчатского участка недр от 05.07.2011 года №, выразившиеся в невыполнении «Индивидуального рабочего проекта на бурение (строительство) поисковой скважины № 1 на Первоочередной структуре Западно-Камчатского участка с использованием СПБУ» в части объемов бурения скважины, поскольку в 2011 году Проектом предусмотрено бурение поисковой скважины глубиной 3500 метров, а фактически пробурено 3000 метров; бурении поисковой скважины в период с 03.09.2011 года по 20.10.2011 года в соответствии с проектной документацией, не прошедшей государственную экологическую экспертизу, сделал правильный вывод о наличии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, обоснованно исключив из описания противоправного деяния указание на нарушение требований п. 3.2.3 Дополнения № 1 к лицензии № в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, доказательства, на основании которых установлена виновность ФИО1 в совершении правонарушения, оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с такой оценкой доказательств не имеется.
Из содержания ст. 1, ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) следует, что недра относятся к компонентам природной среды, которые в совокупности с иными компонентами, природными и природно-антропогенными объектами, а также антропогенными объектами составляют окружающую среду и являются объектом охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В силу ст. 5, ч. 2 ст. 30 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление, перечень которых устанавливается федеральными законами.
Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Исходя из преамбулы и ст. 35 Закона о недрах, данный закон регулирует отношения, возникающие, в том числе, в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр.
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является, в том числе, охрана недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. При этом государственное регулирование отношений недропользования осуществляется, в том числе, посредством лицензирования.
Соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр являются одними из основных требований по рациональному использованию и охране недр (ст. 23 Закона о недрах).
Из анализа указанных правовых норм следует, что лицензирование деятельности по недропользованию направлено, в том числе, на охрану недр, а, следовательно, и окружающей среды, поэтому невыполнение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, свидетельствует не только о нарушении установленного законодательством порядка недропользования, но и о нарушении законодательства РФ об охране окружающей среды.
Как следует из протокола об административном правонарушении, постановления должностного лица и решения судьи, ФИО1 вменено невыполнение п.п. 3.4, 3.16, 4.4.11 Дополнения № 1 к лицензии № на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Камчатского участка недр от 05.07.2011 года №. Указанные пункты регламентируют деятельность пользователя недр по видам, объемам, срокам выполнения работ и рациональному использованию и охране недр, охране окружающей среды и безопасному ведению работ.
Кроме того, лицензия выдана ОАО «Газпром» на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Западно-Камчатском участке недр, находящемся в пределах территориального моря РФ.
Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" основными принципами защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря являются, в том числе, обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море.
Исходя из описания события правонарушения, вменяемого ФИО1., бурение поисковой скважины в период с 03.09.2011 года по 20.10.2011 года осуществлялось в соответствии с проектной документацией, не прошедшей государственную экологическую экспертизу, что свидетельствует о нарушении требований законодательства о территориальном море РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о территориальном море и об охране окружающей среды постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах выводы судьи городского суда об истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, являются ошибочными, между тем они не могут послужить основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного решения, поскольку на момент вынесения должностным лицом постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности, годичный срок давности привлечения к административной ответственности по нарушению, связанному с невыполнением требований п. 3.2.3 Дополнения № 1 к лицензии № истек, в связи с чем данное нарушение обоснованно исключено судьей из объема вменяемых ФИО1 деяний.
Учитывая изложенное, доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по нарушениям требований п.п. 3.4, 3.16, 4.4.11 Дополнения № 1 к лицензии № на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Западно-Камчатского участка недр от 05.07.2011 года №, не могут быть признаны состоятельными.
Доводы защитника Тимофеева А.Н. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «Газпром» не опровергают выводов о виновности ФИО1. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Доводы жалобы о том, что в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, не учтено получение государственной экспертизы проекта бурения скважины за 9 месяцев до составления протокола об административном правонарушении, а также проведение работ по бурению с максимальным соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, являются несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены или изменения решения судьи, поскольку такие обстоятельства не включены в перечень смягчающих обстоятельств, установленный ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, а в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ признание иных обстоятельств, не указанных в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих, является правом, а не обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Иные доводы жалобы и дополнений к ней были предметом проверки судьи Петропавловск-Камчатского городского суда, им дана правильная юридическая оценка в судебном решении от 22 октября 2012 года, оснований не согласиться с которой не усматриваю.
Административное наказание назначено ФИО1 за фактически содеянное, в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, установленной для должностных лиц, в связи с чем является справедливым.
При проверке дела в полном объеме существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи Петропавловск- Камчатского городского суда от 22 октября 2012 года, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 22 октября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья К.И. Ерютин