ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-136/2018 от 14.02.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Нагибина Е.Л. Дело № 21-136/2018

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2018 года г. Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Буткиной А.В., рассмотрев жалобу Болотова М.А. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. № <Номер обезличен> от 09 ноября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в отношении Болотова М.А.,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. № <Номер обезличен> от 09 ноября 2017 года Болотов М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, Болотов М.А. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 КоАП РФ.

Судьей принято решение об оставлении оспариваемого постановления должностного лица контролирующего органа без изменения.

Оспаривая состоявшиеся по делу постановления, Болотов М.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой об их отмене, указывая на отсутствие в его действиях события и состава вмененного административного правонарушения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Болотов М.А. доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда как незаконные.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Коми и заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми – начальника отдела контроля закупок Дейберт О.И. – специалист-эксперт Коми Управления Федеральной антимонопольной службы России Кузнецова К.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласилась, считая постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми и судебное решение законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Болотова М.А., специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Кузнецову К.Н., прихожу к выводу об отсутствии оснований для их отмены.

Частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса.

Частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ установлено, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 182 Жилищного кодекса РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - Постановление от 01 июля 2016 года № 615), проводится предварительный отбор организаций.

Положение определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - закупка, договор об оказании услуг) (пункт 1).

В силу пункта 2 Положения «предварительный отбор» - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор, «орган по ведению реестра» - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 12 октября 2016 года № 434-р Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (в настоящее время Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми в редакции Распоряжения Правительства Республики Коми от 24 января 2018 года № 36-р) определен уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22 ноября 2016 года № 72-ОД «О комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми» создана комиссия по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми, утверждено Положение о порядке работы комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми (далее - приказ от 22 ноября 2016 года № 72-ОД).

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 07 апреля 2017 года № 236-ОД «О внесении изменений в приказ от 22 ноября 2016 № 72-ОД «О комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми» внесены изменения в состав комиссии по проведению предварительного отбора (далее - приказ от 07 апреля 2017 года № 236-ОД).

Документация о проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее - документация о проведении предварительного отбора), извещение о предварительном отборе размещены на сайте оператора электронной площадки https://.rts-tender.ru, а также на официальном сайте Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми http://www.arch.rkomi.ru 24 мая 2017 года.

Согласно подпункту «б» пункта 38 Положения, заявка на участие в предварительном отборе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, в том числе: расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам), составленный за отчетный период по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, с отметкой территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о приеме или с приложением копии электронной квитанции (расписки) о приеме документов с электронной подписью в случае отправки расчета в электронном виде (далее - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам).

В силу пункта 48 Положения комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Подпунктами «а», «б», «в» пункта 53 Положения установлено, что решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения; установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Аналогичные случаи принятия решения комиссией по проведению предварительного отбора об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций установлены пунктом 14 документации о проведении предварительного отбора.

Пунктом 55 Положения определено, что результаты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе и решение вопросов, указанных в пунктах 51 и 52 настоящего Положения, оформляются протоколом комиссии по проведению предварительного отбора, который подписывается всеми членами комиссии, участвующими в заседании. Протокол оформляется и размещается органом по ведению реестра на официальном сайте и сайте оператора электронной площадки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания.

Обстоятельствами дела установлено, что <Дата обезличена> ООО «...» через электронную торговую площадку «РТС-тендер» направило заявку № <Номер обезличен> на участие в предварительном отборе подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Как следует из протокола по проведению предварительного отбора № <Номер обезличен> от 28 июня 2017 года ООО «...» отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций со следующим обоснованием «заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленными пунктами 23, 38 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 июля 2016 года № 615; п.п. 16, 17 документации предварительного отбора (расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представлен не в полном объеме)».

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми рассмотрена жалоба ООО «...» при участии представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Болотова М.А. и представителя ООО «...» ФИО13 на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, по результатам которой жалоба ООО «...» признана обоснованной; действия комиссии по проведению предварительного отбора Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в виде принятия решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО «...» в реестр квалифицированных подрядных организаций по результатам проведения предварительного отбора в части несоответствия заявки требованиям пункта 38 Положения (не предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в полном объёме) - противоречащими требованиям подпункта «б» пункта 53 Положения.

На заседании комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми представитель Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми указал, что ООО «...» в составе заявки должно было предоставить расчет по страховым взносам за первый квартал 2017 года по новой форме, установленной приказом Федеральной налоговой службы от 10 октября 2016 года № ММВ-7-11/551.

Установлено, что все необходимые документы к заявке ООО «...» были приложены, в том числе расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и в ФОМС, по форме, утвержденной Пенсионным Фондом, с приложением копии электронной квитанции о приеме документов.

При обозрении документов в составе заявки ООО «...» комиссия по проведению предварительного отбора установила, что в составе заявки представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическими лицами по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год в полном объеме.

Также в составе заявки ООО «...» представлен расчет за первый квартал 2017 года по новой форме, утвержденной приказом от 10 октября 2016 года, в котором отсутствовал раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах». Представитель ООО «...» пояснил, что расчет за первый квартал 2017 года был представлен как дополнительный документ, что не запрещено документацией о предварительном отборе.

Из административного материала следует, что комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Коми выдано предписание об отмене протокола по проведению предварительного отбора от 28 июня 2017 года в части отказа во включении участника предварительного отбора ООО «...» в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Указанное предписание было исполнено, ООО «...» включены в реестр.

Принимая во внимание изложенное, должностное лицо административного органа и судья городского суда полно и всесторонне исследовав обстоятельства, изложенные в материалах дела, правильно истолковали положения Жилищного кодекса РФ, требования Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 и пришли к выводу о нарушении при проведении предварительного отбора подрядных организаций об отказе во включении участника предварительного отбора ООО «...» в реестр квалифицированных подрядных организаций в нарушение требований части 1.1 статьи 180, части 5 статьи 185 Жилищного кодекса РФ, пункта 53 Положения.

Согласно приказу (распоряжению) о приеме работника на работу № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Болотов М.А. принят в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми ....

Приказом № 236-ОД от 07 апреля 2017 года Болотов М.А. включен в состав комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми.

Протокол проведения предварительного отбора подписан, в том числе, Болотовым М.А.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях должностного лица Болотова М.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что действия комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций не могут быть отнесены к процедуре осуществления торгов, в связи с чем в действиях члена комиссии Болотова М.А. отсутствует событие и состав вмененного административного правонарушения выводы должностного лица контролирующего органа и судьи городского суда не опровергают, поскольку как указывалось выше в соответствии с пунктом 2 Положения «предварительный отбор» - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор. Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ состоит в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах. Болотов М.А., являясь должностным лицом - членом комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми, в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, допустил нарушение требований части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса РФ, пункта 53 Положения, выразившееся в принятии необоснованного решения об отказе во включении участника предварительного отбора ООО «...» в реестр квалифицированных подрядных организаций, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что вмененное административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи в силу следующего.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Действия комиссии по предварительному отбору организаций направлены на формирование реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, для исключения участия в закупках недобросовестных и неквалифицированных участников, а необоснованный отказ не дает права участвовать в торгах.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, принимая во внимание, что ООО «...» на стадии предварительного отбора в отсутствие на то законных оснований не было включено в перечень квалифицированных подрядных организаций, что влечет отказ в допуске к торгам, оснований для признания малозначительным нарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Постановление о привлечении Болотова М.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. № <Номер обезличен> от 09 ноября 2017 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, в отношении Болотова М.А. оставить без изменения, жалобу Болотова М.А. - без удовлетворения.

Судья И.Г. Пристром