Дело № 21-136/2022
Судья: Толстова Л.В.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
7 апреля 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 16 ноября 2021 года и решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике от 16 ноября 2021 года <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 июля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, как вынесенных с нарушением ном действующего законодательства, а также прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы ФИО1 указывает, что при принятии решения не соблюдены требования ст. 24.1 КоАП РФ, не учтено, что администрация действовала в рамках Бюджетного кодекса, Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55, от 17 октября 2005 года № 42. Администрацией района при определении НМЦК использован предусмотренный частью 7 статьи 22 Закона о контрактной системе нормативный метод, поскольку Законом Чувашской Республики от 03 декабря 2019 года № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено финансирование в виде субсидий из расчета 30730 рублей за 1 кв.м. Согласно Письму Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 17 января 2020 года № 11/15-455, объем субвенций на обеспечение жильем детей-сирот определен из рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Чувашской Республике, для муниципальных районов в размере 30 730 рублей за 1 кв.м. Администрация не имела возможности объявить аукцион по цене, превышающей установленной Минстроем республики средней рыночной стоимости 1 кв. м. площади, могла приобрести жилые помещения только в объемах выделенных на эти цели субвенций. Полагает, что пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей им не допущено, закон не исключает использование нормативного метода для определения НМЦК, кроме как метода сопоставимых цен. Поскольку администрацией применен один из методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, обоснование невозможности применение рыночного метода определения НМЦК не требовалось.
В судебном заседании защитник ФИО1 - Лазарева Ф.Ю. жалобу поддержала, представила дополнение к жалобе, в которой указывает, что Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике не имело полномочий на рассмотрение дела, поскольку расходы на приобретение жилья осуществлялись исключительно за счет средство республиканского бюджета.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснение защитника Лазаревой Ф.Ю., поддержавшей доводы жалобы, мнение представителя административного органа ФИО2, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Куликова А.Н прокурора Аликовского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики в ходе изучения отчета о результатах контрольного мероприятия, утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики № 25 от 5 мая 2021 года, установлены факты нарушения администрацией Аликовского района Чувашской Республики порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией района в Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение о проведении электронного аукциона № и документация об аукционе в электронной форме «Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения на территории муниципального образования Аликовский район, для предоставления его детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения» с начальной (максимальной) ценой контракта (далее – НМЦК) в размере <данные изъяты> рублей».
Документация об электроном аукционе, содержащая раздел «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», утверждена <данные изъяты> ФИО1 с НМЦК <данные изъяты> рубля.
В соответствии с документацией об аукционе в электронной форме обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено с применением нормативного метода, исходя из рыночной стоимости 1 кв.м. в размере 30730 рублей на основании Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 и письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 17 января 2020 года № 11/15-455.
Несоблюдение порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта послужили основанием для вынесения и.о. прокурора Аликовского района постановления от 13 сентября 2021 года о возбуждении в отношении <данные изъяты> ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, и вынесения заместителем начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике постановления от 16 ноября 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой КоАП РФ.
При рассмотрении дела административным органом ФИО1 вменено также, что Администрацией в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 статьи 19 Федерального закона № 44- ФЗ, не установлены правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно муниципальных нужд, а также не представлено обоснование выбора нормативного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность.
С постановлением согласился суд первой инстанции, оставив постановление должностного лица без изменения.
Вместе с тем такие выводы являлись преждевременными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При обжаловании постановления должностного лица ФИО1 заявлял о том, что в соответствии со ст. 72 БК РФ муниципальные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, устанавливая НМЦК сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, заказчик рискует нарушить, требования указанной статьи, администрацией применен один из методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, поскольку Минстроем Чувашии определена стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Чувашской Республике в размере 30 730 рублей за 1 кв.м., в связи с чем Администрация не имела возможности объявить аукцион по цене, превышающей установленной Минстроем республики средней рыночной стоимости 1 кв. м. жилой площади. Также ссылался на то, что поскольку администрацией применен один из методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, обоснование невозможности применение рыночного метода определения НМЦК не требовалось.
Указанные доводы надлежащим образом судьей районного суда не проверены, надлежащая оценка им в решении не дана.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Общий объем субвенций бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из количества граждан, имеющих право на получение специализированных жилых помещений, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи, социальной нормы площади жилого помещения, указанной в части 2 настоящей статьи (ст. 14.7 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями»).
Распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на реализацию государственных полномочий Чувашской Республики, передаваемых в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 настоящего Закона, между бюджетами муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов осуществляется пропорционально количеству граждан, имеющих право на получение специализированных жилых помещений, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи, социальной нормы площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемой для расчета размера этих средств, в размере 33 квадратных метров в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, и объема средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, указанная в части 1.1, абзаце третьем части 1.2, части 2 настоящей статьи, в муниципальном образовании определяется как среднее арифметическое средней цены одного квадратного метра общей площади квартир среднего качества (типовых) на первичном рынке жилья в Чувашской Республике и средней цены одного квадратного метра общей площади квартир среднего качества (типовых) на вторичном рынке жилья в Чувашской Республике, рассчитанных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за квартал, предшествующий кварталу расчета объема субвенций, с применением устанавливаемого Кабинетом Министров Чувашской Республики коэффициента, отражающего отклонение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании от этого среднего арифметического (часть 3 введена Законом ЧР от 21.09.2020 № 73).
Учитывая положения вышеуказанных нормативных правовых актов, государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных им как получателям бюджетных средств на указанные цели.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Администрацией размещено извещение о проведении электронного аукциона №.
В техническом задании в составе аукционной документации определены характеристики объекта закупки. НМЦК установлена заказчиком в размере <данные изъяты> рублей (п. 5 Информационной карты электронного аукциона).
Обоснование НМЦК приведено в разделе «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» аукционной документации, согласно которому она определена заказчиком посредством применения нормативного метода.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу части 6 вышеуказанной статьи метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является, приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается; в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ.
Также в соответствии с частью 12 статьи 22 данного закона в случае невозможности применения для определения начальной максимальной цены контракта методов, указанных в части 1 данной статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае, в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Следовательно, закон не содержит запрета на использование иного метода для определения НМЦК, кроме метода сопоставимых рыночных цен.
Нормативный метод согласно части 7 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ предполагает расчет на основе предельных цен товаров (работ, услуг). Предельные цены устанавливаются в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ.
При применении нормативного метода НМЦК определяется как произведение предельной цены единицы товара (работы, услуги), установленной в рамках нормирования, и количества закупаемого товара (работ, услуг).
При этом, как установлено пунктом 4.4 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02 октября 2013 года № 567, указанный метод может применяться для определения НМЦК совместно с методом сопоставимых рыночных цен.
Как следует из обоснования НМЦК к контрактам на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расчет НМЦК выполнен на основании Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» и письма Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 17 января 2020 года № 11/15-455.
В соответствии с письмом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 17 января 2020 года № 11/15-455 объем субвенций на обеспечение жильем детей-сирот определен из рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Чувашской Республике, для муниципальных районов в размере 30 730 рублей за 1 кв.м.
Законом Чувашской Республики от 03 декабря 2019 года № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено финансирование в виде субсидий из расчета 30730 рублей за 1 кв.м.
Из содержания документации («Обоснование начальной максимальной цены контракта») следует, что расчет начальной (максимальной) цены контракта определен по формуле: НМЦК = (33,00 кв.м x 30 730,00 руб. = 1 014 090,00 руб.
Администрацией района в основу расчета НМЦК принят расчет объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, то есть фактически за основу расчета НМЦК взята утвержденная средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, принятая в целях расчета размера субвенции.
Нормативный метод применен администрацией в связи с тем, что Минстроем Чувашской Республики определена стоимость 1 кв. метра жилой площади в размере 30730 рублей.
Согласно статье 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из постановления и.о. прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 13 сентября 2021 года в отношении <данные изъяты> ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, следует, что ему вменялось несоблюдение порядка и формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, в чем выразилось несоблюдение формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта в указанном постановлении не указано. В описательной части постановления имеется ссылка на п. 3.7 Методических рекомендаций Минэкономразвития Чувашии (так указано в постановлении прокурора) № 567.
Общий, примерный перечень источников, из которых заказчик может получать информацию, содержится в пункте 3.7 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02 октября 2013 года № 567 (далее - Методические рекомендации).
Так, в подпункте 3.7.4.8 Методических рекомендация прямо указано, что можно использовать и «иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка», а, следовательно, данный перечень не является исчерпывающим и императивным.
Согласно п. 2.1 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2013 года № 567 обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.
В целях осуществления закупки рекомендуется выполнить следующую последовательность действий: провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2.2.2 настоящих Рекомендаций (п. 2.2, 2.2.3).
Администрация в ходе проверки представила распечатки с интернет - сайтов (скриншоты ценовых предложений) по продаже недвижимого имущества. Информация (скриншоты) содержат определенные сведения о ценах на квартиры.
Из сообщения <данные изъяты> ФИО1 от 5 июля 2021 года усматривается, что в целях приобретения жилья для детей сирот предварительно был изучен рынок жилья на территории Аликовского района Чувашской Республики, в ходе которого установлено, что стоимость 1 кв.м. сложилась выше цены (31383 руб.), доведенной письмом Минстроя Чувашии от 17 января 2020 года (30730 руб.)
При рассмотрении дела должностное лицо установил, что Администрацией в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 статьи 19 Федерального закона № 44- ФЗ, не установлены правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно муниципальных нужд, а также не представлено обоснование выбора нормативного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта для приобретения жилых помещений в муниципальную собственность.
Между тем в постановлении данные нарушения ФИО1 не вменялись.
Судья районного суда в части довода заявителя о том, что обоснование невозможности применение рыночного метода определения НМЦК не требовалось, указал, что данные обстоятельства были предметом тщательного исследования при принятии государственным органом постановления о признании виновным должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения, и с учетом всех обстоятельств, имеющихся в деле, и установленных при рассмотрении постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, представленными должностным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доказательствами, государственный орган пришел к выводу о виновности лица.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.
С учетом изложенного, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Кроме того, из материалов административного дела следует, что 16 ноября 2021 года в помещении Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике постановление (резолютивная часть постановления) по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 объявлено, что подтверждается листом объявления постановления (резолютивной части постановления), (л.д. 30, административное дело №).
Согласно части 1 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.
Из указанного выше документа невозможно определить, 16 ноября 2021 года по окончании рассмотрения дела должностным лицом была объявлена резолютивная часть постановления или мотивированное решение.
Резолютивной части постановления в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении главы администрации Аликовского района Чувашской Республики ФИО1 подлежит отмене. Дело возвращению в Красноармейский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 25 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ФИО1 отменить.
Дело возвратить в Красноармейский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Решение27.04.2022