ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-136/2022 от 14.03.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Коптева А.Г. Дело №21-136/2022

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 14 марта 2022 года

Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.19 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «СПК «Чистогорский» (далее по тексту ООО «СПК «Чистогорский», Общество)

по жалобе Министра промышленности и торговли Кузбасса ФИО1 на решение судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 15 декабря 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности министра промышленности и торговли Кузбасса № 52/14.19-ЮЛ от 09.09.2021 юридическое лицо ООО «СПК «Чистогорский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 130 000 рублей.

Решением судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 15.12.2021 указанное постановление отменено, материалы направлены должностному лицу на новое рассмотрение.

В жалобе Министр промышленности и торговли Кузбасса ФИО1 просит вынесенное решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что административным органом приняты все необходимые меры для надлежащего извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства промышленности и торговли Кузбасса ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, защитника ООО «СПК «Чистогорский» ФИО3, просившего оставить решение судьи без изменения, а жалобу без удовлетворения, прихожу к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям из Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ООО «СПК «Чистогорский» (ИНН <***>) имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции рег. N от 28.05.2018, выданную департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, со сроком действия до 28.05.2020.

14.07.2021, в связи с прекращением действия лицензии, ООО «СПК «Чистогорский» обратилось в Министерство с заявлением об открытии доступа к единой государственной автоматизированной информационной системе с целью возврата остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции поставщику.

20.07.2021 при снятии остатков алкогольной продукции ООО «СПК «Чистогорский», установлено расхождение остатков алкогольной продукции, зафиксированных в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее — ЕГАИС), с фактическими остатками.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «СПК «Чистогорский» к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ, о чем исполняющим обязанности министра промышленности и торговли Кузбасса ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление .19-ЮЛ.

Проверяя законность и обоснованность постановления, судья районного суда пришел к выводу о том, что дело рассмотрено и Общество было привлечено к административной ответственности в отсутствие сведений о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения дела, что воспрепятствовало Обществу возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении юридического лица административного производства, что явилось существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, в связи с чем вынесенное постановление отменил, направив материалы дела должностному лицу на новое рассмотрение.

Между тем указанный вывод не соответствует действующим правовым нормам и фактическим обстоятельствам по делу ввиду следующего.

Так, КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Частью 1 ст.25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в ч. 2 названной статьи.

При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч.3 ст.28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (ч.6 ст.28.2 КоАП РФ).

В силу ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из приведенных выше положений процессуальных требований следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности, а также и в его отсутствие, но лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий. Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление как о времени и месте его составления, так и о конкретном факте нарушения, в связи с которым в указанное в извещении время будет составляться протокол.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 и ч.3 ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу п.6 ст.29.1 КоАП РФ административный орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, имеются ли ходатайства стороны, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Данные положения КоАП РФ направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно материалам дела, извещение от 19.08.2021 с указанием о необходимости явки на 27.08.2021 в 14 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении было направлено письмом 19.08.2021 на юридический адрес Общества (почтовый идентификатор 65000061157252). Согласно отчету с сайта Почты России письмо получено адресатом 24.08.2021 (а/м л.д.26).

В свою очередь, в назначенное время на составление данного процессуального документа законный представитель Общества не явился, распорядившись своими процессуальными правами по своему усмотрению, возможностью уведомить должностное лицо административного органа о причинах неявки не воспользовался.

Протокол об административном правонарушении составлен 27.08.2021 в отсутствие законного представителя Общества.

30.08.2021 Министром промышленности и торговли Кузбасса вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое было направлено на юридический адрес Общества 31.08.2021 (почтовый идентификатор 65006453012567). Согласно отчету с сайта Почты России письмо получено адресатом 03.09.2021 (а/м л.д.12).

09.09.2021 должностным лицом вынесено постановление № 52/14.19-ЮЛ в отсутствие законного представителя Общества, извещенного надлежащим образом.

Таким образом, административный орган принял достаточные меры, направленные на соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

При этом, получение копии протокола об административном правонарушении Обществом только 16.09.2021, то есть после рассмотрения дела должностным лицом, не свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований и не является основанием для отмены вынесенного постановления.

Как усматривается из материалов дела, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «СПК «Чистогорский» было своевременно и надлежащим образом извещено, что подтверждается материалами дела. Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что до вынесения Министром промышленности и торговли Кузбасса обжалуемого постановления Общество было осведомлено о существе вменяемого ему правонарушения, в связи с чем несвоевременное получение им копии протокола об административном правонарушении, в данном случае, не свидетельствует о нарушении прав и отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ.

Таким образом, нарушений процессуальных прав ООО «СПК «Чистогорский» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Общества не допущено, а отсутствие законного представителя или защитника Общества при составлении протокола об административном правонарушении не повлияло на полноту и всесторонность рассмотрения дела, справедливый баланс публичных и частных интересов был соблюден.

При таких обстоятельствах вывод суда о нарушении Министерством промышленности и торговли Кузбасса порядка составления протокола об административном правонарушении не соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 15 декабря 2021 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, жалобу – удовлетворить.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья О.С. Рюмина