Дело № 21-137 Судья – Макарова И.С. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск | 02 мая 2017 года |
Судья Мурманского областного суда Маляр А.А., рассмотрев жалобу защитника Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Щербаковой Е.А. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 января 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 16 ноября 2016 года № * юридическое лицо - Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере *** рублей.
Вынесенное постановление обжаловано защитником Щербаковой Е.А. в судебном порядке.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 января 2017 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба защитника Щербаковой Е.А. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Щербакова Е.А. просит постановление по делу об административном правонарушении от 16 ноября 2016 года и решение судьи от 30 января 2017 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Приводит довод о том, что Учреждение не является организацией, уполномоченной на проведение текущего ремонта и содержание объектов Министерства обороны Российской Федерации, не обладает соответствующим финансированием, в соответствии с уставной деятельностью не вправе самостоятельно проводить мероприятия по организации ремонтных работ ограждения на земельном участке.
Ссылаясь на положения части 2 статьи 2.6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывает на наличие оснований для освобождения от административной ответственности, поскольку имущественный комплекс военного городка закреплен за Управлением внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, на земельном участке неустановленными лицами осуществляется свалка бытовых и строительных отходов, которая образовалась вследствие пожара на объекте, находящемся в ведении Управления внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, Учреждение деятельность, способствующую образованию мусора, не осуществляет.
Указывает на направление в адрес экологической службы МТО Северного флота письма № * от 12 октября 2016 года об организации работ по ликвидации свалки и установлению лиц, виновных в несанкционированной свалке, а также судебную практику по иным делам.
В судебное заседание не явились законный представитель ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», защитники Щербакова Е.А., Вайс О.В., представитель административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья областного суда, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав защитника Фатыхова Р.А., поддержавшего жалобу, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Как следует из материалов дела, _ _ сентября 2016 года в 14 часов 00 минут сотрудником отдела охраны окружающей среды Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска выявлено ненадлежащее содержание земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по улице ***, а именно: не обеспечена своевременная и качественная уборка участка, допущено захламление участка отходами производства и потребления, размещены нестационарные объекты (гаражи), ограждения по периметру участка повреждены (частично разрушены).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от _ _ августа 2016 года земельный участок с кадастровым номером * предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное ТУИО».
В силу пункта 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В соответствии с разделом 3 пунктом 25 Устава ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», утвержденного Министром обороны Российской Федерации 24 мая 2012 года, имущество учреждения формируется, в том числе за счет земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 26 декабря 2013 года № 68-971 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - Правила), которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613.
Правилами определено, что содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан (пункт 9.1.1); собственниками (правообладателями), лицами, ответственными за содержание объектов и элементов благоустройства (далее также - собственники (правообладатели)), являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником (пункт 9.1.10); уборка территории - комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи, отходов производства и потребления с последующим их сбором и вывозом в специально отведенные для этого места (пункт 9.1.8).
В силу пункта 9.2.1 Правил юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, а также уборку прилегающих территорий в соответствии с Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска. Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска (пункт 9.2.19).
Подметание покрытий осуществляется с их предварительным увлажнением (пункт 9.2.23).
Обращение с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также с нормативным правовым актом Совета депутатов города Мурманска о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории города (пункт 9.2.50). Отходы производства и потребления подлежат сбору, вывозу (транспортировке), использованию, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды (пункт 9.2.51). Запрещается самовольно организовывать места размещения отходов производства и потребления и размещать отходы на таких местах; загрязнять территорию города отходами производства и потребления (пункт 9.2.60).
Собственники (правообладатели) лестниц, пандусов, ограждений обязаны производить регулярный визуальный осмотр лестниц, пандусов, ограждений в целях выявления дефектов и повреждений; осуществлять ремонт поврежденных элементов лестниц, пандусов, ограждений в десятидневный срок; производить демонтаж лестниц, пандусов, ограждений и (или) их частей, непригодных к дальнейшей эксплуатации, а также их замену (пункт 9.3.29).
Для целей Правил под строительной площадкой понимается территория, отведенная для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, на которой размещается строительное хозяйство, выполняются работы подготовительного и основного периодов строительства до момента сдачи объекта в эксплуатацию (пункт 9.8.1). Строительная площадка должна быть ограждена (пункт 9.8.2).
В случае прекращения строительства объекта или его приостановки на срок более 6 месяцев должна выполняться консервация объекта - приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды (пункт 9.8.6).
Проверяя правомерность привлечения к административной ответственности ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», судья районного суда правильно применил приведенные положения и исходил из того, что ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», у которого в постоянном (бессрочном) пользовании находится земельный участок, несет ответственность за его уборку, благоустройство и содержание, обязано обеспечивать соблюдение соответствующих норм и правил.
Между тем, ФГКУ «Северо–Западное ТУИО» указанные обязанности не выполнило, что было зафиксировано актом ведущего специалиста охраны окружающей среды Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска от _ _ сентября 2016 года с фотоматериалами, составленным в рамках проведения контроля за соблюдением требований правил благоустройства в границах муниципального образования город Мурманск.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выводы судьи о виновности ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным органом, административное наказание назначено в пределах санкции пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, являющегося достоянием общественности, обусловленного значительной площадью земельного участка, созданием реальной опасности для жизни и здоровья людей.
Доводы жалобы о том, что в действиях ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, не могут являться основанием для отмены решения судьи. Нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях».
В силу части 2 статьи 2.6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения земельный участок либо другой объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица, либо о том, что административное правонарушение совершено в результате противоправных действий других лиц, при этом у собственника или иного владельца земельного участка либо другого объекта недвижимости не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения административного правонарушения.
Довод о наличии оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 2.6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несостоятелен, поскольку земельный участок из владения ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» не выбывал, доказательств того, что у Учреждения не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено.
Действия ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» по направлению письма по факту выявленного административного правонарушения в экологическую службу МТО Северного флота совершены после выявления административного правонарушения.
Принадлежность земельного участка ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» подтверждена выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от _ _ августа 2016 года, в связи с чем ссылка на прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком в силу приказа № * от _ _ октября 2014 года, изданного ранее, несостоятельна.
Нахождение имущественного комплекса, расположенного на земельном участке, во владении УМВД РФ по Мурманской области, как и отсутствие финансирования, основанием для освобождения ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» от административной ответственности не является. Как юридическое лицо, Учреждение обязано соблюдать правила благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденные муниципальным нормативным правовым актом, нарушение которых влечет административную ответственность.
Иные доводы жалобы по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, эти доводы получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу судьей не установлено и в жалобе не приведено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
При таком положении постановление административной комиссии и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.6, 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 16 ноября 2016 года № *, решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 30 января 2017 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу защитника ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Щербаковой Е.А. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.А. Маляр