ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-137 от 22.05.2015 Курского областного суда (Курская область)

Судья Мазалова Е.В. Дело №21-137-АК 2015г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

22 мая 2015 года г. Курск

Судья Курского областного суда Курочкина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО3, поступивший с жалобой старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области (Управление Росприроднадзора по Курской области) – ФИО4 на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 29 января 2014 года,

у с т а н о в и л а:

генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО3 постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО4 от 23.10.2013г. признан виновным и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. по ст.8.41 КоАП РФ.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 29 января 2014 года указанное постановление признано незаконным и отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Курского областного суда от 27 марта 2014 года решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 29 января 2014 года, по жалобе старшего государственного инспектора Управление Росприроднадзора по Курской области ФИО4, отменено, а обжалуемое постановление должностного лица Росприроднадзора оставлено без изменения.

Постановлением судьи Верховного суда Российской Федерации от 25 ноября 2014 года решение судьи Курского областного суда от 27 марта 2014 года и последующее постановление заместителя председателя Курского областного суда от 15 сентября 2014 года, по жалобе генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО3, отменены. Дело об административном правонарушении возвращено в Курский областной суд на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав защитника генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО3 по доверенности – ФИО5, прихожу к следующему.

Как следует из представленного материала в период с 02 по 27 сентября 2013 года в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 26.08.2013г. №176, проведена плановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "<данные изъяты>" с целью осуществления надзора за соблюдением требований в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления и охраны атмосферного воздуха согласно плану контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области на 2013 год, утвержденному приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области от 30.10.2012г. №57 (л.д.57-58,59-65).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела экологического надзора, государственной экологической экспертизы и нормирования, старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Курской области ФИО4 составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д.66-79).

В ходе проведения проверки проверяющими были установлены нарушения, в том числе: - своевременно не производится плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и сброс неорганизованным стоком на рельеф местности, что является нарушением ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», что нашло свое отражение в акте проверки от 25.09.2013г. №176.

Установив факты нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области ФИО4 15.10.2013г., в отсутствии надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, составила протокол об административном правонарушении по статье 8.41 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО3 (л.д.85-87).

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старший государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курской области ФИО4, в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя заявителя, постановлением от 23.10.2013г. привлекла ФИО3 по факту совершенного правонарушения к административной ответственности на основании ст.8.41 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. (л.д.15-16).

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО3 обратился в Ленинский районный суд г.Курска с требованием о признании указанного постановления незаконным и его отмене.

Как установлено актом проверки от 25.09.2013 №176, Обществом своевременно не производится плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и сброс неорганизованным стоком на рельеф местности, что является нарушением ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (л.д.59-65).

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с возмещением экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Объективную сторону образует бездействие, выразившееся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.

Субъектом правонарушения является лицо, оказывающее негативное воздействие на окружающую природную среду и обязанное вносить плату за такое воздействие.

Субъективная сторона характеризуется виной.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 26.01.1993г. устанавливается что, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. №557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" плата за негативное воздействие вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал.

Согласно Порядку постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.08.2005г. №545 стационарным объектом негативного воздействия для целей настоящего Порядка признается объект негативного воздействия на окружающую среду, относящийся в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости), кроме воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов. Местом нахождения стационарного объекта для целей настоящего Порядка признается территория соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором фактически находится стационарный объект.

Исходя их указанных норм права, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с ч.1 ст.12 Закона об отходах производства и потребления создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.12 Закона об отходах производства и потребления). На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч.3 ст.12 Закона об отходах производства и потребления).

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.6 ст.12 Закона об отходах производства и потребления).

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Однако, ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что ООО «<данные изъяты>», генеральным директором которого является ФИО3, занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, между ООО «<данные изъяты>» и МУП «<данные изъяты>» был заключен договор на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов от 01.07.2013г. №469. Количество твердых бытовых отходов, подлежащих сбору и транспортировке, утилизации (захоронению) в течение срока действия договора определяется в объеме 67,5 куб.м. в месяц, согласно фактическому накоплению или норм накопления бытовых отходов от потребителей города, утвержденных постановлением Администрации города Курска. Для сбора данных отходов у гостиницы имеются контейнеры, куда поступает мусор и от прилегающих зданий (л.д.22-24).

В соответствии со статьей 13 Закона об отходах производства и потребления и СанПиН 42-128-4690-88 в городе Курске применяется планово-регулярная централизованная система удаления отходов от объектов общественного назначения и жилых зданий. Планово-регулярная система предусматривает ежедневный или один раз в трое суток (зима/лето) сбор твердых бытовых отходов. Для сбора твердых бытовых отходов используются мусоросборники (контейнеры), установленные в общедоступных местах на специальных площадках, которые не являются природными объектами, а, следовательно, пользование ими не является природопользованием. МУП «<данные изъяты>», забирая отходы от контейнеров на общественной площадке, осуществляет коммунальную услугу по вывозу отходов от общественной контейнерной площадки общим мусоровозным транспортом.

При этом в общественном мусорном контейнере отходы ООО «<данные изъяты> многократно смешаны с подобными отходами от населения, других объектов общественного назначения, то есть, обезличены и прекращают существование как объект права собственности.

ООО «<данные изъяты>» не осуществляет накопление отходов, так как является объектом общего назначения, не имеет разрывов (санитарно-защитных зон) от жилья и его деятельность связана проживанием граждан.

Доказательств наличия у заявителя полигона в материалы дела не представлено. Смёт с территории не является продуктом деятельности ООО «<данные изъяты>», по причине того, что гостиница не имеет территорию, а только помещения, к тому же загрязненность территории принадлежащей арендодателю (Федерации профсоюзов) происходит в результате естественных процессов водной и ветровой эрозии и обработки города противогололёдной смесью (пыль, песок), а также опавшей листвы от зеленых насаждений.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 дворовый и уличный смет входит в состав ТБО удаляемых из города по централизованной схеме.

Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности послужил, в том числе, вывод должностного лица Росприроднадзора о том, что Общество, являясь собственником отходов, образующихся в процессе деятельности, не передавало право собственности на эти отходы другому лицу, в том числе по договору на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов от №469 от 01.07.2013г., заключенному с МУП «<данные изъяты>», в силу чего он пришел к выводу о том, что ООО «<данные изъяты>» осуществляло оказывающую негативное воздействие на окружающую среду деятельность по размещению отходов, и обязано было вносить на этом основании плату за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Таким образом, в процессе деятельности ООО «<данные изъяты>» не занимается сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием и размещением твердых бытовых отходов (пищевых отходов кухонь и организаций общественного питания, мусора от бытовых помещений организаций несортированного), а потому в этой части на общество не может возлагаться обязанность по внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов.

Генеральному директору ООО «<данные изъяты>» ФИО3 вменяется также и то, что предприятием не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и за сброс ливневых сточных вод неорганизованным стоком.

29.12.1998г. Госкомэкологией Российской Федерации были утверждены Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее – Методические указания), которые содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования: промышленно - урбанизированные территории; сельскохозяйственные территории производственного назначения (без сельскохозяйственных угодий и площадей под жилым фондом и приусадебными участками); эродированные и эрозионно опасные земли сельскохозяйственного назначения; площади рубок леса главного пользования.

Согласно Методическим указаниям, под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

В силу п. 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого уполномоченным органом. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или уполномоченным органом как для условий сверхлимитного сброса.

Пунктом 1.4 Методических указаний предусмотрено, что принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.

Как уже было указано согласно Уставу Общества, основным видом деятельности заявителя является турооператорская, турагентская деятельность и деятельность гостиниц с ресторанами (л.д.24-28).

Административный орган указывает, что с территории эксплуатруемых Обществом автостоянки и крыш зданий загрязняющие вещества в составе талых и дождевых вод стекают по естественному уклону местности с территории, занимаемой Обществом, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду в виде неорганизованного сброса загрязняющих веществ в окружающую среду.

Однако, ни в ходе административного производства, ни в ходе рассмотрения настоящего спора по существу, административным органом не представлено доказательств, отвечающих требованиям достаточности и достоверности, подтверждающих тот факт, что к установленному факту применимы Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

При таких обстоятельствах, вывод судьи об отсутствии в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1. КоАП РФ, является верным.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

При таких данных, с учетом вышеприведенных норм закона, принятое судьей районного суда решение об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу является верным.

Доводы, изложенные в жалобе, не являются основаниями для отмены или изменения судебного акта, в связи с чем, жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого решения, при производстве по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

р е ш и л а:

Решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 29 января 2014 года оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области (Управление Росприроднадзора по Курской области) – ФИО4 – без удовлетворения.

Судья Курского областного суда И.А. Курочкина