ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1375/2021 от 06.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Калиниченко Н.В. Дело № 21-1375/2021

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 06 декабря 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием главы Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым ФИО1, главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО7 на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12 октября 2021 года по об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым,

установил:

постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ администрация Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе главы Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым ФИО1 на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Белогорского районного суда Республики Крым 12 октября 2021 года постановлено решение, которым указанное постановление должностного лица органа пожарного надзора отменено, производство по административному делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с принятым решением судьи районного суда, главный государственный инспектор по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить решение судьи районного суда, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на неверную оценку судьей районного суда установленных обстоятельств и на нарушение норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2, поддержавшего жалобу, законного представителя Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым ФИО1, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, изучив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения и.о. начальника отделения надзорной деятельности по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.

Из материалов дела следует, что проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. проверкой в деятельности администрации Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

1. Не произведен покос травы по всей территории общего пользования в границах населенных пунктов (<адрес>), чем нарушен п.67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479;

2. Вокруг территорий населенных пунктов (<адрес>) не выполнены минерализованные полосы шириной не менее 10 метров в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, чем нарушен п.63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479;

3. Территории населенных пунктов (<адрес>), прилегающие к лесу не очищены от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса и не выполнена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер, чем нарушен п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479;

4. Не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно:

- не реализованы полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- не разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

- не разработаны муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

- не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

- не обеспечено оповещение населения о пожаре;

- не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

- не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, чем нарушен п.10 ст. 16 Федерального закона №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

5. На территории населенных пунктов (<адрес>) отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, чем нарушена ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

6. На территории населенного пункта (<адрес>) источник наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоем объёмом 80 м3) не обеспечивает необходимого запаса воды для целей пожаротушения и находится в неисправном состоянии чем нарушена ст.62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; таблица 1, п.5.17 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»;

7. У водоёма (<адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, отсутствуют площадка (пирс) с твердым покрытием, размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, в любое время года, чем нарушен п.10.10 раздела 10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»; п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479;

8. Руководителем не пройдено обучение по пожарной безопасности чем нарушен п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Белогорского района по пожарному надзору – инспектором ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республики Крым ФИО3 в отношении администрации Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.20.4 КоАП РФ (л. дела ).

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ администрация Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 руб. (л. дела ).

12 октября 2021 года судьей Белогорского районного суда Республики Крым вынесено решение, которым постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года отменено, производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, то есть в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Диспозицией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействия, указанные в ч.2 ст.20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

Глава Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым ФИО1 не согласившись с постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, обратился с жалобой в Белогорский районный суд Республики Крым.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994, года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ст.24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как указано в ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются, помимо Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», иными, принимаемыми в соответствии с названными федеральными законами нормативными правовыми актами (ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Исходя из положений ст.4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

На основании п.67 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования, вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

В п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, указано, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

На основании п.75 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ст.28.2 КоАП РФ подробно регламентирована процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит указания на место и время совершения административного правонарушения, в протоколе не конкретизировано место выявленных нарушений, не отражены географические координаты местоположения данных нарушений.

Отсутствие в протоколе конкретных данных о местоположении выявленных нарушений пожарной безопасности в виде: отсутствия покоса травы, невыполнения минерализованных полос, не очищения участков местности от сухой растительности и мусора, лишает суд возможности проверить доводы должностного лица ФИО1 о том, что земельные участки, на которых выявлены нарушения, являются частной собственностью жителей Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, доступ к которым он не имеет.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ является недопустимым доказательством совершения администрацией Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.

Кроме того, администрация Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в том числе за то, что у водоема (<адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, отсутствуют площадка (пирс) с твердым покрытием, размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, в любое время года.

Однако судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что у указанного водоема имеется площадка с твердым покрытием размером 20x20 м для подъезда пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, и расстояние от площадки до водоема составляет 19,2 м, что подтверждается фототаблицей, которую предоставил административный орган.

Так, в соответствии с п.10.10 раздела 10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, п.8 ст.98 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, Я также к границам, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров.

Таким образом, указанные нормативные акты не содержат требований о расстоянии между водоемом и оборудованной площадкой. Такое требование так же отсутствовало в указанном выше предписании. Более того, указанный водоем наполняется естественным путем (осадками, водами реки), а поэтому его уровень зависит от погодных и сезонных условий, что так же не было принято во внимание уполномоченным лицом административного органа.

При указанных обстоятельствах имеющаяся площадка у водоёма соответствует установленным требованиям.

Также, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в том числе за то, что руководителем не пройдено обучение по пожарной безопасности (п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479).

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 - председатель администрации Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым повысил квалификацию по дополнительной профессиональной программе «Пожарно-технический минимум», обучение проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Группа компаний Крымресурс», что подтверждается удостоверением о повышении, квалификации и свидетельствует о том, что на дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 прошел обучение по пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств совершения администрацией Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении администрации Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.

Доводы главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств.

Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Таким образом, жалоба главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2 не подлежит удовлетворению, а судебный акт отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу главного государственного инспектора по пожарному надзору Белогорского района Республики Крым – начальника ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО9 оставить без удовлетворения,

решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 12 октября 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации Земляничненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, - без изменения.

Судья В.В. Агин