ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-139/19 от 05.08.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Ф. Дело № 21-139/2019

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

05 августа 2019 года г.Псков

Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,

при секретаре Никандровой М.А.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ВСГЦ» И. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарного и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям М. от 23 мая 2019 года и решение судьи Великолукского районного суда от 02 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.9 КоАП РФ, в отношении ООО «ВСГЦ»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарного и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям М. от 23 мая 2019 года ООО «ВСГЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.9 КоАП РФ, с назначением Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Великолукского районного суда от 02 июля 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, генеральный директор ООО «ВСГЦ» И. ставит вопрос об отмене вышеуказанных актов ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения. В частности, указывает на то, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 1996 года № 4 «О мелиорации земель» Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса. Поскольку в настоящее время, Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель Министерством сельского хозяйства, не установлен, а земельный участок с КН (****) не относится к мелиорированным землям, то, по мнению заявителя, отсутствует объект правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу.

В судебном заседании представитель ООО «ВСГЦ» - ФИО1 поддержала доводы жалобы.

Представители Управления Федеральной службы по ветеринарного и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям - А. и Г. полагали жалобу необоснованной, ссылаясь на то, что требование о разработке проектов мелиорации земель для хозяйствующих субъектов является устойчивым обычаем делового оборота, существующим на протяжении десятилетий, а Обществом утверждён проект культуртехнических работ, которые относятся к мелиоративным работам.

Выслушав участвующих лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены вынесенных по делу актов не нахожу.

Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта проведения мелиоративных работ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.9 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 10.9 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере проведения различных видов мелиоративных мероприятий, как в целом, так и на отдельных этапах работ. Предметом противоправного посягательства выступает проект проведения мелиоративных работ и собственно мелиоративные работы.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В статье 2 Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее Федеральный закон) закреплено, что под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий;

мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;

мелиорируемые земли - земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий;

мелиорированные земли - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия.

Статьей 5 Федерального закона установлено, что в зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.

В статье 8 Федерального закона закреплено, что культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила.

Из дела следует, что в период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.), с целью исполнения требования Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры от (дд.мм.гг.)(****) о проведении внеплановой проверки ООО «ВСГЦ» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, внесённого в связи с рассмотрением обращения гражданина А. о нарушении требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ООО «ВСГЦ» на территории Великолукского района, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям на основании приказа от (дд.мм.гг.)(****) проведена внеплановая выездная проверка Общества.

По результатам указанной проверки выявлено проведение ООО «ВСГЦ» мелиоративных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с КН (****) с нарушением проекта проведения мелиоративных работ.

С (дд.мм.гг.) Общество оформило право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного на территории сельского поселения «Пореченская волость» Великолукского района Псковской области, восточнее д,Л., с КН (****), общей площадью <данные изъяты> кв.м. (выписка из ЕГРН (****) от (дд.мм.гг.)). Земельный участок используется для выращивания кормов.

При этом, до оформления права собственности на земельный участок, в 2017 году руководителем ООО «ВСГЦ» утверждена проектная документация на проведение культуртехнических работ на землях ООО «ВСГЦ», в том числе на земельном участке с КН (****), которая была разработана ФГБУ САС «В.», и которой предусмотрено складирование удаленной древесной растительности для просушки, дальнейшего перетряхивания и окончательного формирования куч древесно - кустарниковой растительности в местах предусмотренных для сжигания, высотой до 5-7 м., с площадью основания 20-30 кв.м., объемом до 200 куб.м. Проведение сжигания древесных остатков производится с обустройством защитных противопожарных экранов, после вторичного сжигания куч не должно оставаться древесных остатков, препятствующих первичной обработке почвы.

В соответствии с договором подряда на выполнение культуртехнических работ (****) от (дд.мм.гг.), заключенного ООО «ВСГЦ» (заказчиком) и ООО «С.» (подрядчиком) на проведение культуртехнических работ на земельном участке с КН (****) культуртехнические работы должны проводиться в соответствии с утверждённой проектной документацией (пункт 1.2).

Как следует из акта от (дд.мм.гг.) о приемке выполненных работ по договору подряда от (дд.мм.гг.)(****) на проведение культуртехнических работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с КН (****) работы по сжиганию с перетряхиванием и повторному сжиганию с перетряхиванием валов из кустарника и мелколесья произведены, акт о приемке выполненных работ подписан генеральным директором Общества.

Вместе с тем, (дд.мм.гг.) в ходе осмотра должностным лицом Россельхознадзора указанного земельного участка сельскохозяйственного назначения установлено, что на общей площади около 120 га. произведены: срезка и корчевание кустарников и мелколесья, сгребание кустарников и мелколесья в кучи и валы, находящиеся на участке высотой до 2-3 м., с площадью основания до 400 кв.м., перемешанные с плодородным слоем почвы, а также сгребание удаленной древесной растительности к заболоченному мелколесью земельного участка. Следы сжигания валов кустарника и мелколесья отсутствуют. На освобожденной от древесно-кустарниковой растительности площади (около 120 га.) проведена первичная обработка почвы, отмечаются очаговые следы слива навозосодержащей жидкости, засоренность вспаханной поверхности почвы камнями.

Признаков выращивания сельскохозяйственных культур на данном земельном участке сельскохозяйственного назначения на момент осмотра не зафиксировано.

Таким образом, фактическое состояние земельного участка на дату осмотра не подтверждает соответствие проведенных работ проектной документации в части удаления (утилизации) древесной растительности с участка.

Таким образом, Обществом проведены мелиоративные работы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с КН (****) с нарушением проекта проведения мелиоративных работ, что образует состав вмененного административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, привлечение ООО «ВСГЦ» к административной ответственности по статье 10.9 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от (дд.мм.гг.)(****), заявлением А. от (дд.мм.гг.), приказом от (дд.мм.гг.)(****), проектной документацией ФГБУ станция агрохимической службы «В.» «Комплекс культуртехнических работ на землях ООО «ВСГЦ» 2017 года, договором подряда на выполнение культуртехнических работ от (дд.мм.гг.)(****) и другими материалами дела, которым судьёй дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

ООО «ВСГЦ» является профессиональным сельскохозяйственным производителем, в том числе, осуществляет виды деятельности по выращиванию и производству кормов, в связи с чем осуществляет мелиоративные работы в виде культуртехнических работ, соответственно, обязано знать и соблюдать требования законодательства, регулирующего мелиорацию земель, в том числе требования о проведении этих работ в соответствии с утверждённым проектом мелиорации.

То обстоятельство, что в соответствии с длительно существующим обычаем делового оборота, ООО «ВСГЦ» приняло на себя обязанность по проведению мелиоративных работ в соответствии с проектной документацией подтверждается фактом утверждения руководителем Общества проектной документации «Комплекс культуртехнических работ на землях ООО «ВСГЦ», разработанной в 2017 году ФГБУ станция агрохимической службы «В.», учредителем которой является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, и эту обязанность Общество не оспаривало до возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.

Данный проект культуртехнических работ был разработан в соответствии с ВСН 33-2.3.01-83 «Нормы и правила производства культуртехнических работ», которые устанавливают единые требования к производству культуртехнических работ при мелиоративном освоении целинных земель и улучшении сельскохозяйственных угодий.

В этой связи, вопреки доводам жалобы, не принятие до настоящего времени Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Порядка разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения.

Довод жалобы об отсутствии у ООО «ВСГЦ» мелиорируемых земель признаётся несостоятельным поскольку из статьи 2 Федерального закона следует, что к таким землям относятся любые земли, на которых проводятся мелиоративные мероприятия с целью улучшения плодородия земель.

Таким образом, доводы жалобы основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, по существу не опровергают выводы судьи районного суда и оснований для освобождения ООО «ВСГЦ» от административной ответственности не содержат.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению вынесенных по делу актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарного и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям М. от 23 мая 2019 года и решение судьи Великолукского районного суда от 02 июля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.9 КоАП РФ, в отношении ООО «ВСГЦ» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «ВСГЦ» И. – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда Г.В.Малыгина