Судья Хуртоцева И.В. Дело № 21-139/2022 |
РЕШЕНИЕ
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск | 24 марта 2022 года |
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 июля 2021 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области №* от 2 апреля 2021 года должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Семь орхидей» (далее – ООО «Семь орхидей», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением руководителя УФНС по Мурманской области № * от 26 апреля 2021 года постановление должностного лица административного органа от 2 апреля 2021 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 июля 2021 года указанные постановление и решение должностных лиц административного органа оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, ФИО1 просит вынесенные в отношении него решение должностного лица административного органа и судебное решение отменить, а постановление должностного лица изменить в части назначенного ему административного штрафа, заменив его на предупреждение.
Обращает внимание на то, что валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов открывать на территории Российской Федерации банковские счета, в том числе, с целью получения заработной платы в безналичной форме, открытие такого счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поэтому во избежание нарушений трудового законодательства было принято решение о выплате работникам заработной платы через кассу Общества.
Считает, что имеются основания для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку к административной ответственности он ранее не привлекался, и последствия, перечисленные в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса, отсутствуют.
В судебное заседание не явились ФИО1, представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьями 1, 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ определены основные используемые понятия: валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); резидентами признаются: физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях» (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст.1 данного Федерального закона); нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ (пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона); к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона).
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного закона.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен также частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Передача резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации в перечень исключений не включена.
Как следует из материалов дела, ООО «Семь орхидей» в феврале 2019 года заключило с гражданами Таиланда трудовые договоры, условия которых содержат указание о сроке и размере заработной платы, а также способ выплаты - в валюте Российской Федерации непосредственно работнику в месте выполнения работ.
20 июня 2019 года ООО «Семь орхидей», в лице генерального директора Общества ФИО1, произвело выплату иностранным гражданам заработной платы за июнь 2019 года через кассу Общества на основании расходного кассового ордера № * от 20.06.2019 и платежной ведомости № * от 20.06.2019, в наличной денежной форме на общую сумму *** руб.
Согласно информации, представленной Межмуниципальным отделом МВД России «Кандалакшский» от 17 февраля 2021 года, иностранные граждане, которым была выплачена заработная плата, вид на жительство на территории Российской Федерации не оформляли, гражданство Российской Федерации не приобретали.
ООО «Семь орхидей» является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации***
Таким образом, произведенный 20.06.2019 Обществом расчет по заработной плате, выразившийся в выдаче (отчуждению) ООО «Семь орхидей» физическим лицам - нерезидентам валюты Российской Федерации в наличной денежной форме в размере *** руб. согласно требованиям подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ являлся валютной операцией между резидентом и нерезидентами.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что руководителем ООО «Семь орхидей» является генеральный директор ФИО1
Выявленное нарушение явилось основанием для составления 22 марта 2021 года уполномоченным должностным лицом в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 2 апреля 2021 года к предусмотренной данной нормой административной ответственности.
Установленные фактические обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения и вывод о виновности указанного должностного лица в его совершении подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в вынесенных постановлении и решении должностных лиц, и судебном решении, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав действующее законодательство и фактические обстоятельства дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1, являясь должностным лицом, при исполнении им должностных обязанностей, в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ допустил 20.06.2019 выплату заработной платы нерезидентам - иностранным гражданам в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению ФИО1, его доводы являлись предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в ходе производства по делу, вывод о доказанности вины заявителя во вмененном ему административном правонарушении не опровергают и убедительно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном решении.
Мнение заявителя о том, что обязанность физического лица - нерезидента открывать банковские счета на территории Российской Федерации для получения заработной платы от юридического лица - резидента федеральным законом не установлена, является ошибочным.
При этом судья правильно исходил из того, что Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ возможность выплаты резидентом заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации физическим лицам – нерезидентам, минуя счета в уполномоченных банках, не предусмотрена.
Согласно части 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права на территории Российской Федерации, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Однако, требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам кроме части 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлены также Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Из вышеуказанного следует, что реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.
Поскольку работники ООО «Семь орхидей» на дату выплаты им заработной платы, т.е. 20 июня 2019 года являлись гражданами иностранного государства - нерезидентами, то при исполнении генеральным директором Общества норм трудового законодательства должны были учитываться положения Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Вопреки мнению ФИО1, совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением, должностными лицами административного органа и судьей районного суда, в данном конкретном случае не установлено, как и оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 названного Кодекса.
Кроме того, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы названного Кодекса является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые.
Из материалов дела следует, что административное правонарушение совершено заявителем не впервые.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного правонарушения, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, должностные лица административного органа и судья районного суда оснований для назначения ФИО1 административного наказания в виде предупреждения не нашли. Не находит таких оснований и суд второй инстанции.
Совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка, на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, которая является частью мер национальной безопасности, и характеризуется повышенной опасностью.
Административное наказание ФИО1 назначено в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 данного Кодекса, характера совершенного административного правонарушения и личности виновного, является справедливым.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области № * от 2 апреля 2021 года, решение руководителя УФНС по Мурманской области № * от 26 апреля 2021 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 1 июля 2021 года, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов