Судья Надбитова Г.П. №21-13/2013
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста 10 апреля 2013 года
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Басангов Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 по жалобе Лыу ФИО1 на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 марта 2013 года,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отдела противодействия незаконной миграции ОФМС России по РК от 14 февраля 2013 года гражданин Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 2000 руб.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 марта 2013 года данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе Лыу ФИО1 просит постановление ОФМС России по РК и решение судьи Элистинского городского суда РК отменить, производство по делу прекратить. Считает, что судом не проверены все обстоятельства, имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела. В частности, суд не учел, что сразу по прибытию в г. Элиста Республики Калмыкия (24.01.2013 г.) он был поставлен на миграционный учет, и 28.01.2013 г. в ОФМС России по РК было представлено ходатайство ФГБОУ ВПО «КалмГУ» о продлении срока действия визы с приложением всех необходимых документов. Поскольку российским законодательством и международным договором не установлен конкретный срок рассмотрения заявления о продлении визы, то документы поданы им в разумные сроки - за 13 дней до истечения срока визы. Полагает, что судом неправильно применен пункт 11 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы и не дана оценка тому факту, что на следующий день после вынесения постановления о наложении административного наказания виза ему была продлена.
В судебном заседании Лыу ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали доводы жалобы.
Представитель ОФМС России по Республике Калмыкия ФИО3 в удовлетворении жалобы просил отказать.
Проверив доводы жалобы и материалы административного дела, считаю, что постановление административного органа и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению по следующим основаниям.
Признавая Лыу ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что он уклоняется от выезда из Российской Федерации, поскольку на 12 февраля 2013 года срок действия его однократной обыкновенной визы не продлен.
Оставляя указанное постановление без изменения, суд руководствовался ст. 24, п. 1 ст. 25.3, ст. 25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», п. 11 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ №335 от 9 июня 2003 года, и исходил из того, что по состоянию на 14 февраля 2013 года действие однократной обыкновенной визы гражданину Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 не продлевалось. Иностранный гражданин либо принимающая сторона должны обратиться в соответствующий миграционный орган с заявлением с приложением необходимых документов не менее чем за 20 рабочих дней. Поскольку ФГБОУ ВПО «КалмГУ» обратилось с заявлением о продлении визы за 13 дней до истечения ее срока, гражданин Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 должен был выехать за пределы Российской Федерации 12 февраля 2013 года.
С данными выводами административного органа и суда нельзя согласиться, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, гражданин Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 въехал на территорию Российской Федерации через КПП «Шереметьево» 22 января 2013 года по однократной обыкновенной учебной визе сроком действия с 14 января 2013 года по 11 февраля 2013 года, оформленной на основании приглашения ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет».
По прибытию в Республику Калмыкия 24 января 2013 года он встал на миграционный учет по адресу: <...>.
25 января 2013 года между ФГБОУ ВПО «КалмГУ» и гражданином Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 заключен договор на оказание платных образовательных услуг, предметом которого является обучение в очной аспирантуре по специальности 03.02.01 – «Ботаника» сроком на 3 года.
28 января 2013 года ФГБОУ ВПО «КалмГУ» обратилось в ОФМС России по Республике Калмыкия с ходатайством о продлении визы гражданину Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 на срок действия вышеназванного договора.
15 февраля 2013 года срок действия визы гражданина Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 продлен до 21 января 2014 года. Срок принятия решения о продлении визы составил 18 дней.
В силу статьи 25.1 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Форма визы, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты и порядок аннулирования визы устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 69, 73 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденного постановлением Правительства РФ №335 от 9 июня 2003 года (далее - Положение), решение о продлении срока действия визы принимается Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами на основании письменного заявления иностранного гражданина и письменного ходатайства организации, либо гражданина Российской Федерации, либо постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, по приглашению (по ходатайству) которых иностранный гражданин пребывает на территории Российской Федерации. Срок принятия решения о продлении срока действия виз устанавливается с учетом международных договоров Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службой по согласованию с компетентными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктами 75 и 88 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 8 ноября 2007 года №430 (далее Административный регламент), предусмотрено, что при продлении срока действия либо восстановлении визы срок оформления визыустанавливается с учетом окончания срока действия визы , подлежащей продлению либо восстановлению. Максимальный срок исполнения процедуры - 20 дней.
Из приведенных норм Положения и Административного регламента следует, что процедура продления визы не может превышать 20 дней. При этом уполномоченный орган должен учитывать срок окончания действия визы, подлежащей продлению.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает наличие вины в форме умысла, то есть лицо его совершившее, должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично.
Как установлено судом, нахождение гражданина Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 на территории Российской Федерации по истечении срока пребывания не связано с его умышленными действиями по уклонению от выезда из Российской Федерации, поскольку им в разумные сроки были совершены все необходимые действия по продлению визы.
Следовательно, в действиях Лыу ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, влекущим прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 и решение судьи по жалобе на это постановление подлежат отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
Постановление Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия от 14 февраля 2013 года и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении гражданина Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу гражданина Социалистической Республики Вьетнам Лыу ФИО1 удовлетворить.
Судья Н.А. Басангов