ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-13/2022 от 26.01.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-13/2022

РЕШЕНИЕ

26 января 2022 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Гришине К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующего в интересах АО «Пассажирские перевозки» по доверенности, на постановление дознавателя Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 14 июля 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Пассажирские перевозки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением дознавателя Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области от 13 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 14 июля 2020 года, акционерное общество «Пассажирские перевозки» (далее - АО «Пассажирские перевозки», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник общества ФИО1, действующий по доверенности, ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда, состоявшихся в отношении АО «Пассажирские перевозки» по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Законный представитель общества, защитник ФИО1, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 26 января 2021 года, в суд не явились.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав в судебном заседании представителя Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области Б.А.И., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных ст. 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной границе Российской Федерации) установлены правила пересечения Государственной границы.

В соответствии с ч. 1 названной нормы пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

В соответствии с подп. 3.1 Инструкции для проводника пассажирского вагона международного сообщения (приложение № 35 Протокола пятьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (17-18 мая 2012 года) (далее - Инструкция), в пути следования проводник вагона обязан не допускать посадки и высадки пассажиров на ходу поезда.

Из подп. 3.9 Инструкции следует, что во время движения пассажирского поезда проводник вагона обязан запереть боковые двери рабочего и нерабочего тамбура на доступный только изнутри вагона замок «секретку» и замок под трехгранный ключ.

Согласно подп. 4.1 Инструкции, при следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями проводник вагона обязан обеспечивать соблюдение установленных правил для пассажиров.

Из материалов дела усматривается, что 14 марта 2020 года в пределах Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области ПУ ФСБ России по Оренбургской области был выявлен и задержан гражданин Республики ***И.Р.Ф., который 14 марта 2020 года в период времени с 11:20 часов до 11:40 часов (по местному времени) в месте, расположенном на железнодорожном перегоне «№ 25 разъезд-станция «Чашкан» 1618 км, а именно: пикет № 4, третий железнодорожный путь на расстоянии 50 м северо-восточнее здания железнодорожной станции «Чашкан», в 60 м северо-западнее водонапорной башни железнодорожной станции «Чашкан» совершил сход (высадку) с поезда № 008 межгосударственного сообщения «Саратов - Алма-Ата», следующего от железнодорожного пункта пропуска на станции «Илецк-1» до Государственной границы Российской Федерации.

Иностранный гражданин И.РФ. осуществил сход (высадку) с поезда № 008 межгосударственного сообщения «Саратов - Алма-Ата» через открытую боковую дверь рабочего тамбура вагона № 5, не закрытую на замок «секретку» и замок под трехгранный ключ, проводником Ж.А.Ж.

Проводник гражданин Республики ***Ж.А.Ж., являясь сотрудником АО «Пассажирские перевозки», не исполнил свои должностные обязанности, что повлекло осуществление незаконной высадки пассажира, чем были нарушены требования подп. 3.9 Инструкции и ч. 1 ст. 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием составления 29 апреля 2020 года в отношении АО «Пассажирские перевозки» должностным лицом Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, и последующего привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной этой нормой.

Установленные органом пограничного контроля и судьей районного суда обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения АО «Пассажирские перевозки» требований законодательства в области защиты Государственной границы Российской Федерации, а равно принятия всех зависящих от него мер по его соблюдению, материалы дела не содержат.

Ненадлежащее исполнение работником общества (проводником) своих трудовых обязанностей не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны общества за действиями своего работника.

Деяние АО «Пассажирские перевозки», имевшего возможность для соблюдения требований законодательства в области защиты Государственной границы Российской Федерации, в том числе посредством обеспечения надлежащего контроля за соблюдением этих требований своих сотрудников - проводников пассажирского вагона международного сообщения, квалифицированы по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и международных норм в области защиты государственных границ.

Вопреки доводам жалобы факт нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации установлен совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.

В жалобе заявитель указывает на то, что И.Р.Ф. произвел сход (высадку) с поезда совместно с А.М. через разбитое боковое окно тамбура вагона № 4. Между тем, такое утверждение заявителя документально не подтверждено.

Отсутствие в материалах дела фотодокументов, устанавливающих факт открытия двери тамбура вагона № 5, не влечет удовлетворение жалобы, поскольку факт схода (высадки) гражданина Республики ***И.Р.Ф.. установлен совокупностью иных доказательств, имеющихся в материалах дела.

Доводы жалобы о том, что для соблюдения должностными лицами общества правил пересечения государственной границы Российской Федерации при исполнении своих должностных обязанностей своевременно были ознакомлены с должностными инструкциями, принимались зачеты на знание должностных инструкций, перед каждым рейсом проводился инструктаж, не свидетельствуют об отсутствии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, и не влияет на законность постановления должностного лица и вынесенного судебного акта.

Кроме того, АО «Пассажирские перевозки», являясь работодателем проводника вагона, было обязано обеспечить соблюдение таким работником правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, чего сделано не было.

Довод жалобы о том, что при составлении процессуальных документов на проводников сотрудниками ПУ ФСБ России по Оренбургской области оказывалось психологическое давление, под влиянием которого подписаны документы, в которых признают свою вину, является несостоятельным, материалами дела не подтверждается.

Суждения в жалобе о том, что при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении судами не применена норма ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права, применительно к данному правонарушению.

Инструкция для проводника пассажирского вагона международного сообщения является отдельным международным соглашением, утверждена Протоколом пятьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (17-18 мая 2012 года в г. Москва). В ней закреплены обязанности проводника поезда межгосударственного сообщения, которые подлежат обязательному исполнению.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.

В ходе производства по делу судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.

При рассмотрении данного дела в отношении АО «Пассажирские перевозки» и назначении наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей должностным лицом учтено обстоятельство, отягчающее административную ответственность, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения, со ссылкой на постановление начальника 1 отделения с дислокацией (в г. Соль-Илецке) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 16 января 2020 года и на постановление начальника 3 группы (с дислокацией в п. Акбулак) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 10 марта 2020 года.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что административное правонарушение совершено 14 марта 2020 года, то есть в период, когда общество в силу ст. 4.6 КоАП РФ не считалась подвергнутым административному наказанию на основании постановления начальника 3 группы (с дислокацией в п. Акбулак) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 10 марта 2020 года.

При таких обстоятельствах, из описательно-мотивировочной части постановления дознавателя ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 13 мая 2020 года подлежит исключению указание на постановление начальника 3 группы (с дислокацией в п. Акбулак) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 10 марта 2020 года, как на обстоятельство, отягчающее административную ответственность АО «Пассажирские перевозки».

Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1-30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление дознавателя Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области от 13 мая 2020 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Пассажирские перевозки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, изменить: из описательно-мотивировочной части исключить указание на постановление начальника 3 группы (с дислокацией в п. Акбулак) отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Оренбургской области от 10 марта 2020 года, как на обстоятельство, отягчающее административную ответственность АО «Пассажирские перевозки».

В остальной части указанное постановление и решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 14 июля 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Пассажирские перевозки» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1, действующего в интересах АО «Пассажирские перевозки» по доверенности, - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Е.Н. Каширская