ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1401/2016 от 02.11.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 02 ноября 2016 года

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Медведевой К.В.,

в отсутствие ФИО1. – лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

ФИО16 – государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии РБ, извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,

рассмотрев жалобу ФИО2. на решение судьи Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 26 августа 2016 года, которым:

постановление государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии РБ ФИО16 №... от 07 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3 оставлено без изменения, ее жалоба - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением государственного инспектора, главного специалиста-эксперта Нефтекамского территориального комитета Минэкологии РБ ФИО16 №... от 07 июля 2016 года директор ...ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д.8-10).

Судьей Илишевского районного суда Республики Башкортостан 26 августа 2016 года по жалобе ФИО5. вынесено выше указанное решение (л.д.25-28).

В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО6. просит решение судьи Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 26 августа 2016 года отменить, как незаконное и необоснованное, применить статью 29 КоАП РФ и освободить ее от ответственности.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене ввиду следующего.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица, в случае его неявки при наличии данных об извещении, протокол составляется в его отсутствие и направляется лицу, в отношении которого он составлен.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В нарушение требований части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судьей районного суда дело в полном объеме, в том числе, соблюдение процессуальных требований закона на стадиях возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, не проверено.

Согласно материалам дела, протокол об административном правонарушении составлен 24 июня 2016 года в отсутствие ФИО7.

Сведений о направлении ФИО8. уведомления о дате составления протокола (л.д.14), копии протокола и его получении ФИО9. материалы дела не содержат.

Постановление о назначении наказания вынесено 07 июля 2016 года в отсутствие ФИО10. Сведений о направлении ФИО11. определения о назначении времени и места рассмотрения дела от 24 июня 2016 года (л.д.7) и его получении ФИО12. материалы дела также не содержат.

Оригиналы дела органа надзора вместе с жалобой заявителя в вышестоящую судебную инстанцию не направлены.

Таким образом, судьей районного суда не проверена процедура привлечения лица к административной ответственности, процедура и основания проверки.

Кроме того, основанием привлечения ФИО13. к административной ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, указано нарушение образовательным учреждением положений частей 1,2,3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ), связанное с тем, что учреждением разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, однако нормативы образования отходов в установленном порядке не утверждены, лимиты на размещение отходов отсутствуют.

Вместе с тем, судьей первой инстанции не проверена обоснованность вменения данных нарушений.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Положениями Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно частям 2, 3, 4 статьи 18 Федерального закона №89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Исходя из положений указанных норм, обязанность разрабатывать и утверждать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами, а также в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако из материалов дела не следует, что образовательное учреждение, основным видом деятельности которого является образовательная, осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует занимаемое помещение в связи с обращением с отходами, доказательств тому не имеется. Учреждением осуществляется вывоз мусора контейнером на основании договора от 1 января 2016 года с организацией на вывоз, прием и размещение твердых коммунальных отходов, имеется справка о их приеме на полигон.

Не выяснено, относится ли образовательное учреждение к субъектам, на которых возложена обязанность разрабатывать и утверждать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, которая не возлагается на субъектов малого и среднего предпринимательства.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в процессе деятельности учреждения образуются отходы I - V класса опасности.

При таких обстоятельствах с законностью и обоснованностью решения судьи районного суда согласиться нельзя, оно подлежит отмене с направлением жалобы ФИО14. в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении жалобы следует проверить процедуру возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, наличие в действиях состава правонарушения, после чего принять мотивированное решение.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

жалобу ФИО15. удовлетворить частично.

Решение судьи Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 26 августа 2016 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Хасанов А.Г.

дело №...