Судья Белякова В.В. 21-1406/2021 Р Е Ш Е Н И Е город Самара 30 сентября 2021 года Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 19.07.2021, которым постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО3 от 07 апреля 2021 года №284 о привлечении ИП ФИО1, ОГРНИП №, ИНН № к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба ИП ФИО1 без удовлетворения У С Т А Н О В И Л А: постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО3 от 07 апреля 2021 года № 284 ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 20 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ИП ФИО1 обратилась с жалобой в Красноглинский районный суд г. Самары, которым вынесено вышеуказанное решение. В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ИП ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на наличие оснований применения положений статьи 15 Закона № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав ИП ФИО1, ее защитника Палагина Д.Д., поддержавших доводы жалобы, опросив в качестве свидетелей должностных лиц ФИО5, ФИО3, прихожу к следующим выводам. В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи. В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-Ф3) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Как следует из материалов дела, в период с 05 марта 2021 года по 24 марта 2021 года на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Самара УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области № от 25 февраля 2021 года сотрудниками вышеуказанного отдела проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП ФИО1 по адресам: 443028, <адрес> По результатам проведенной проверки, отраженным в акте проверки № от 24 марта 2021 года, выявлены 10 нарушений требований пожарной безопасности со стороны ИП ФИО1 на территории, в зданиях и помещениях, расположенных по вышеуказанным адресам, а именно: - по адресу: <адрес> (кадастровый №): 1. Расстояние от оборудования технологических систем АГЗС до производственных и складских зданий и сооружений административно-бытовых зданий и сооружений промышленных организаций, расположенных с северной стороны от АГЗС, менее 100 м. (нарушено: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 1 таблицы Е1 приложения Е (Обязательное) СП 156.13130.2014). 2. Расстояние от оборудования технологических систем АГЗС до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.4 (одноквартирные жилые дома СНТ «Салют») менее 300 м. (нарушено: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 3 таблицы Е1 приложения Е (обязательное) СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». 3. Расстояние от оборудования технологических систем АГЗС до индивидуальных гаражей менее 100 м (НПГК №). Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5 таблицы Е1 приложения Е (обязательное) СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». 4. Общая вместимость резервуаров хранения СУГ превышает 20 м3, единичная 10 м3. Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. Е7 приложения Е (обязательное) Свода правил 156.13130.2014. 5. Расстояние от площадки для АЦ СУГ до края проезжей части автомобильной дороги предприятия менее 20 м. Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5 таблицы Д1 приложения Д (обязательное) Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». По адресу: <адрес> 6. Расстояние от оборудования технологических систем АГЗС, зданий и сооружений с этим оборудованием до лесничества (лесопарка) с лесными насаждениями хвойных и смешанных пород менее 50 м. Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пп. 2 таблицы 5 п.8.3 Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». 7. Расстояние от здания АГЗС до края проезжей части автомобильной дороги общей сети менее 25 м. Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пп. 2 таблицы 5 п. 8.3 Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». 8. Расстояние от раздаточной колонки СУГ до площадки для АЦ СУГ менее 20 м. Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации т 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; таблица 6 п. 8.4 Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». 9. Не обеспечивается подземное расположение, с толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м, резервуаров для хранения СУГ. Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст.6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 8.30 Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». 10. Общая вместимость резервуаров для СУГ превышает 20 м3, а единичная - 10 м3. Нарушение: ч. 3 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.8.30 Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности». По факту выявленных нарушений государственным инспектором г.о. Самара по пожарному надзору – старшим отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного правления МЧС России по Самарской области ФИО6 24 марта 2021 года в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, вынесено обжалуемое постановление. Проверяя доводы жалобы ИП ФИО1 и оставляя постановление без изменения, судья районного суда пришел к выводу, что вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения и обстоятельства дела подтверждаются совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, оснований для прекращения производства по делу, судья не усмотрел. Вместе с тем, с данными выводами районного суда согласиться нельзя в силу следующего. Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. В силу статьи 20 названного закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На основании статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ»), к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 вменено нарушение требований пожарной безопасности, выразившиеся в не соблюдении требований СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности". Приказ МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» введен в действие с 01.07.2014, на день рассмотрения дела не признан утратившим силу, не действующим. 31.07.2020 вступил в силу Федеральный закон N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон № 247-ФЗ), в котором частью 1 статьи 15 установлено, что обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона ("регуляторная гильотина") предусматривает, что Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Закона N 247-ФЗ не применяются. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Перечень), с учетом видов государственного контроля (надзора), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 3340-р. Приказ МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 156.13130.2014. Свод правил...") не содержится в указанном Перечне. Кроме того, приказ МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 156.13130.2014. Свод правил...") отсутствует в Перечне нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного пожарного надзора, размещенном на официальном сайте МЧС РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет https://culture.gov.ru/ в соответствии с частью 5 статьи 8 Закона N 247-ФЗ. Как следует из распоряжения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Самара управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области ФИО7 от 25.02.2021 № 272 (л.д.40-41) проверка в отношении ИП ФИО1 проводилась в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора. Таким образом, требования, содержащиеся в СП 156.13130.2014, с 1 января 2021 года не подлежали оценке в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора. Статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении - Федеральным законом от 24.02.2021 N 29-ФЗ дополнена пунктом 5.1, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при совершении административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований, в случае, если их несоблюдение в соответствии с частями 3, 4 и 7 статьи 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 247-ФЗ, пунктом 5.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, выявленные и перечисленные в протоколе, постановлении нарушения, не могут являться основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности. При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения жалобы на постановление не были выполнены требования статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. При изложенных обстоятельствах, постановление должностного лица от 07.04.2021 и решение судьи Красноглинского районного суда г.Самары от 19.07.2021 подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь статья 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л А: постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного правления МЧС России по Самарской области ФИО3 от 07 апреля 2021 года № 284 о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, решение Красноглинского районного суда г.Самары от 19.07.2021 – отменить. Производство по делу в отношении ИП ФИО1 по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании пункта 5.1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Жалобу ИП ФИО1 – удовлетворить. Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях. Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова
|