ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-140/2014 от 31.03.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Дело № 21-140-14

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Кемерово 31 марта 2014 г.

 Судья Кемеровского областного суда Безденежных Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «<данные изъяты>» - ФИО4 ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, проживающего в <адрес>;

 дело по жалобе ФИО4 ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

 по жалобам и.о. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу ФИО2 на решение судьи Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 15 октября 2013 г.,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением и.о. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу от 24 июня 2013 г. ФИО4 был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и был подвергнут штрафу в размере <данные изъяты> руб.

 Не согласившись с постановлением, ФИО4 обратился с жалобой в суд. Решением судьи Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 15 октября 2013 г. постановление изменено, ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 В жалобе и.о. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу ФИО2 просит решение отменить, ссылаясь на то, что основания для изменения постановления отсутствовали, что ФИО4 совершил правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

 МРУ Росфинмониторинга по СФО, ФИО4 надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО ФИО2 обратилась с письменных ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствии. ФИО4 о причинах неявки не известил, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявил. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

 Проверив материалы дела, доводы жалобы, считаю, что основания для отмены решения отсутствуют.

 Из материалов дела следует, что при проведении выездной проверки в отношении ООО «<данные изъяты> по исполнению требований ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «<данные изъяты> осуществляет деятельность оператора по приему платежей. Общество предоставило в МРУ Росфинмониторинга по СФО карту постановки на учет по форме 2-КПУ, в которой указала вид деятельности – оператор по приему платежей. Статьей 5 ФЗ № 115 установлено, что операторы по приему платежей отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установлены ст. 7 данного закона. Пунктом 2 ст. 7 ФЗ № 115 установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ. Правила внутреннего контроля в ООО «<данные изъяты> разработаны и утверждены директором ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ Действующие в организации правила внутреннего контроля не приведены в соответствие с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.06.12 № 667, а именно: правила не включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля – программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля; программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей; программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма; программа документального фиксирования информации; программы, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; программа проверки осуществления внутреннего контроля; программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Должностным лицом ответственным за соблюдение (реализацию) в ООО «<данные изъяты> правил внутреннего контроля на основании приказа назначен ФИО3 – юрисконсульт общества. В нарушении требований Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 ФИО3 и ФИО4 не проходили обучения в форме целевого инструктажа. В связи с чем, должностное лицо, ответственное за соблюдение в ООО «<данные изъяты> правил внутреннего контроля, в поверяемом периоде не соответствовало квалификационным требованиям, предъявляемым к таким специальным должностным лицам. ООО <данные изъяты> идентифицирует клиентов организации и выгодоприобретателей на основании документов, предоставленных при заключении договоров. С ДД.ММ.ГГГГ доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется только с помощью личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу. Доступ к актуальному перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, у ООО «<данные изъяты> отсутствует, так как организация посредством личного кабинета на портале Росфинмонторинга не работала. При проверке выявлена операция, подлежащая обязательному контролю, сведения о которой не были направлены в Росфинмониторинг, а именно ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра была проведена государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом стоимостью <данные изъяты> руб., в соответствии с которым ООО «<данные изъяты> приобрело в собственность нежилое помещение в <адрес> пом. <адрес>. Сведения о данной сделки не были направлены в Росфинмониторинг в установленный срок.

 Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, уставом ООО «<данные изъяты> договором присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, договором на осуществление деятельности по приему платежей от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г., правилами внутреннего контроля, актом проверки.

 Рассматривая жалобу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что вмененное директору ООО «<данные изъяты> правонарушение в части непредставления в Росфинмониторинг сведений о сделке купли-продажи недвижимого имущества, стоимостью <данные изъяты> руб., подлежит исключению из состава правонарушения, поскольку недвижимость была приобретена в собственность общества, а продавцы не являлись клиентами организации. В связи с чем, в оставшейся части вмененные правонарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ как неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

 Доводы жалобы являются необоснованными. Согласно статье 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

 Исходя из статьи 5 указанного Закона, в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации.

 Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ клиент определяется как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

 Таким образом, субъектом административного правонарушения, установленного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть лицо, которое указано в перечне, установленном статьей 5 Закона N 115-ФЗ, при совершении операций с клиентами, которые определены в статье 3 этого же Закона.

 Следовательно, под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статей 5 и 3 Закона N 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, сделка купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» была осуществлена с целью приобретения в собственность общества нежилого помещения, а не с целью оказания посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. В связи чем, директор ООО «<данные изъяты> не является субъектом вмененного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.

 Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л :

 Решение судьи Рудничного районного суда г. Прокопьевска от 15 октября 2013 г. оставить без изменения, жалобу и.о. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому Федеральному округу ФИО2 – без удовлетворения.

 Судья: