Судья Карпачева Т.В. Дело № 21 – 141
РЕШЕНИЕ
27 марта 2017 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Совкич А.П.,
при секретаре Шишкиной А.С.,
рассмотрев жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на решение судьи Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 02 февраля 2017 года по жалобе министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на постановление начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Базарно-Карабулакский», вынесенное в отношении министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Базарно-Карабулакский» (далее – ОГИБДД МО МВД России «Базарно-Карабулакский») ФИО1 от 14 октября 2016 года министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
По мнению должностного лица, правонарушение выразилось в том, что при осуществлении эксплуатации и содержания автомобильной дороги «Саратов – Тепловка – Базарный Карабулак – Балтай» – Свободный Бегуч Пензенской области в границах Базарно-Карабулакского района Саратовской области министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нарушило правила содержания данной автодороги в безопасном для дорожного движения состоянии.
Решением судьи Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 02 февраля 2017 года жалоба министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области на указанное выше постановление удовлетворена частично – размер административного штраф снижен до 150 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить и принять новое решение о прекращении производства по делу, по тем основаниям, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является ненадлежащим субъектом вменённого административного правонарушения.
В судебном заседании защитник министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ФИО2, действующий на основании доверенности от 10 января 2017 года № 01-03-09/71, поддержал доводы жалобы.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи в полном объёме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии со статьёй 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 196-ФЗ) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трёхсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2016 года начальником ОГИБДД МО МВД России «Базарно-Карабулакский» ФИО1 выявлено, что 05 сентября 2016 года в 18 часов 20 минут на 3 километре + 500 метров на автомобильной дороге «Саратов – Тепловка – Балтай» – Свободный – Бегуч в пределах Базарно-Карабулакского района Саратовской области юридическим лицом – министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области при осуществлении эксплуатации и содержания указанного участка дороги нарушены правила содержания дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, не приняты меры по нанесению дорожной горизонтальной разметки 1.14.1 «Зебра» на пешеходном переходе в <...> напротив дома № 49, обозначенного дорожными знаками 5.19.1(2) «Пешеходный переход», чем не выполнены требования статей 11, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения», пункта 4.2 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», пункта 13 Основных положений Правил дорожного движения Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: протоколом 64ВВ 000551 от 12 октября 2016 года, постановлением 64АА000551 от 14 октября 2016 года, актом обследования дорожных условий в месте дорожно-транспортного происшествия, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, актом дополнительного обследования дорожных условий в месте совершения дорожно-транспортного происшествия и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Приведённые в жалобе доводы о том, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области не является субъектом вмененного административного правонарушения основаны на неправильном толковании правовых норм и опровергаются материалами дела.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с постановлением правительства Саратовской области 06 мая 2008 года № 175-П «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения», «Саратов - Тепловка - Базарный Карабулак – Балтай» – Свободный - Бегуч (Пензенская область)» (в пределах района), с идентификационным номером 63-000-000 ОП РЗ 63К-00085, отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения или межмуниципального значения и закреплена на праве оперативного управления за министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
В силу положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утверждённого постановлением правительства Саратовской области от 22 апреля 2014 года № 246-П, министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог, на которое возложена, в том числе, задача по организации устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт и капитальный ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Согласно Уставу ГБУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», данное учреждение является некоммерческой организацией. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляются министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. Финансирование деятельности учреждения осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в пределах сметы расходов, утверждённой учредителем на его содержание, в том числе на выполнение государственного задания.
Приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 22 июня 2016 года № 01-01-12/168 утверждено государственное задание ГБУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» на 2016 год.
Из государственного контракта № 0160200006816000004-0627154-02 от 11 мая 2016 года следует, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (государственный заказчик) заключило контракт с ООО «Техноцентр» (подрядчик), по условиям которого подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разметке автомобильных дорог, в том числе в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области, в соответствии с графами 3 – 6 расчёта затрат, проектами организации дорожного движения, а государственный заказчик берет на себя обязательства принять и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта. Управление контрактом осуществляет ГБУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства».
Однако в государственном задании, а также в приложении к приведённому выше государственному контракту отсутствуют указания на выполнение работ по нанесению дорожной разметки на участке дороги «Саратов - Тепловка - Базарный Карабулак – Балтай» – Свободный – Бегуч в пределах Базарно-Карабулакского района Саратовской области.
Учитывая, что спорный участок дороги был закреплён на праве оперативного управления за министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, именно министерство выполняло функции государственного заказчика по проведению работ по содержанию данного участка автомобильной дороги, при этом министерство в рамках государственного задания и государственного контракта не определило необходимость проведения работ по нанесению дорожной разметки на спорном участке дороги и не поручило контроль за проведением таких работ ГБУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», прихожу к выводу, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области нарушило правила содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, не приняло всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, следовательно, оно является субъектом вменённого административного правонарушения и подлежит административной ответственности, предусмотренной статьёй 12.34 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом или судом допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны. В соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 02 февраля 2017 года и постановление начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Базарно-Карабулакский» от 14 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – без удовлетворения.
Судья А.П. Совкич