Судья Богданова О.Н. Дело № 21-141/2012
РЕШЕНИЕ
Судья Курганского областного суда Катаев М.Ю., рассмотрев в г. Кургане 10 октября 2012 г. жалобу защитника Алексанян Н.П. в интересах Бабочкина М.С. на решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 25.07.2012 по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу (далее - УГАН НОТБ УФО Ространснадзора) от 12.04.2012 Бабочкин М.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере руб.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 25.07.2012 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Бабочкина М.С. - без удовлетворения.
В жалобе в Курганский областной суд защитник Бабочкина М.С. - Алексанян(ранее - Степанян) Н.П. по доверенности просит решение судьи отменить. Выражает несогласие с выводами суда о допущенных заявителем нарушениях градостроительных и строительных норм и правил. Указывает, что приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В Правилах землепользования и застройки города Кургана приаэродромная территория, как зона с особыми условиями, не отображена, следовательно, застройщик ООО «Талисман» при проектировании и строительстве объекта не мог определить приаэродромную территорию. В материалах административного дела также отсутствуют сведения о границах полос воздушных подходов к аэродромам и карта градостроительного зонирования с отображением границы зон с особыми условиями. Полагал, что исходя из требований СНиПа 2.07.01-89 перечень предприятий и организаций, с которыми необходимо такое согласование, определяет штаб объединения ВВС военного округа в пределах зоны ответственности места строительства.
В судебном заседании суда второй инстанции защитник Бабочкина М.С. - Алексанян Н.П. по доверенности доводы жалобы поддержала.
Представитель УГАН НОТБ УФО Ространснадзора Казанцев С.А. по доверенности с жалобой не согласился. Считал привлечение директора ООО «Талисман» Бабочкина М.С. к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, судья находит решение суда подлежащим отмене.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ наступает за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений деятельность в процессе которой происходит электромагнитные и иные излучения, выброс в атмосферу веществ ухудшающих видимость, проведение взрывных работ), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
В силу ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
В соответствии с п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, (далее - Правила № 138) в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального строительства и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со страшим авиационным начальником аэродрома.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении в ходе проведенной Курганской транспортной прокуратурой в период с 06 по 14.02.2012 проверки установлено, что ООО «Талисман» осуществляет в пос. Лесной г. Кургана Курганской области строительство жилых домов блокированного типа без согласования со страшим авиационным начальником аэродрома Курган и собственником аэродрома - Росимущество. На основании приказа от 29.07.2010 директором ООО «Талисман» является Бабочкин М.С., выполняющий руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью общества.
По результатам проведённой проверки постановлением начальника УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 12.04.2012 Бабочкин М.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере руб.
Рассматривая жалобу Бабочкина М.С. на постановление должностного лица, судья районного суда изучил материалы дела об административном правонарушении, письмо руководителя ТУ Росимущества в Курганской области от 02.02.2012 , сообщение внешнего управляющего ОАО «Аэропорт Курган» от 16.01.2012 и пришёл к правильному выводу о наличии в действиях руководителя застройщика ООО «Талисман» события и объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, выразившееся в нарушении правил использования воздушного пространства.
Между тем строительство жилых домов в приаэродромной территории без согласования со страшим авиационным начальником аэродрома и собственником аэродрома само по себе ещё не является достаточным основанием для привлечения руководителя строительной организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ.Административная ответственность за нарушение правил использования воздушного пространствалицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, может наступать только в том случае, когда для конкретного аэродрома установлена приаэродромная территория, в зоне которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Исходя из требований п. 58 Правил № 138 границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, привлечение руководителя юридического лица к административной ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства возможно только при наличии его вины в форме умысла или по неосторожности, когда при исполнении своих служебных обязанностей у него имелась возможность для соблюдения указанных правил, в том числе если границы зон с особыми условиями использования территории были отображены на отдельных картах, в том числе ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства были указаны в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вместе с тем в ходе рассмотрения начальником УГАН НОТБ УФО Ространснадзора и судьёй районного суда дела об административном правонарушении вопрос о вине директора ООО «Талисман» Бабочкина М.С. в неисполнении (ненадлежащем исполнении) своих служебных обязанностей по получению необходимого согласования строительства жилых домов в приаэродромной территории не был исследован, что не соответствует требованиям ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ. Доказательства наличия вины Бабочкина М.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, в постановлении должностного лица и судебном акте не приведены.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации г. Кургана ООО «Талисман» предоставлен в аренду земельный участок площадью 6 800 кв.м с кадастровым номером 45:25:100405:282 для строительства жилых домов блокированного типа в районе магазина «Лесной» в пос. Лесной г. Кургана, постановлением Администрации г. Кургана от 07.02.2011 срок аренды земельного участка продлён до 01.01.2014 (л.д. 36). Постановлением Администрации г. Кургана от 19.05.2009 утверждён градостроительный план земельного участка общей площадью 0,68 га для строительства жилых домов блокированного типа с предельным количеством этажей 3 в пос. Лесной, в районе магазина «Лесной» в г. Кургане (л.д. 29 - 35).
ООО «Талисман» осуществляет строительство указанных жилых домов блокированного типа на основании разрешения на строительство от 11.02.2011 № RU45301000-24 сроком действия до 11.12.2012, выданного Администрацией г. Кургана в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д. 28).
В свою очередь, решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 № 318 утверждены Правила землепользования и застройки города Кургана, которыми устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, в которых содержится порядок применения правил землепользования и застройки и порядок внесения в них изменений. В указанных Правилах приаэродромная территория ОАО «Аэропорт Курган» как зона с особыми условиями использования не отражена, что подтверждается представленным в областной суд письмом Комитета архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана от 30.08.2012 . В то же время в градостроительном плане земельного участка, утверждённого постановлением Администрации г. Кургана от 19.05.2009 , отсутствуют сведения о нахождении предоставленного ООО «Талисман» земельного участка для строительства в зоне с особыми условиями использования (приаэродромная территория), в разделе «информация о градостроительном регламенте земельного участка» сведения об ограничениях использования данного земельного участка не указаны, напротив содержится информация о виде разрешённого использования земельного участка - зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами.
Учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о недоказанности административным органом вины Бабочкина М.С. во вменяемом ему правонарушении. Директору ООО «Талисман» Бабочкину М.С. не было известно о том, что строительство жилых домов будет происходить в пределах приаэродромной территории ОАО «Аэропорт Курган», в градостроительном плане предоставленного для этих целей земельного участка ограничения его использования не указаны. При отсутствии в Правилах землепользования и застройки города Кургана сведений о приаэродромной территории ОАО «Аэропорт Курган» как зоны с особыми условиями использования, отсутствии утверждённой схемы территориального планирования Курганской области Бабочкин М.С. не имел возможности для соблюдения требований Правил № 138 в части необходимости согласования строительства жилых домов со старшим авиационным начальником и собственником аэродрома. Определить Бабочкиным М.С. самостоятельно границы приаэродромной территории ОАО «Аэропорт Курган» не представляется возможным. Недоказанность вины Бабочкина М.С. свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
В ходе производства по делу об административном правонарушении после установления факта использования воздушного пространства в приаэродромной территории ОАО «Аэропорт Курган» по заявке ООО «Талисман» 29.02.2012 комиссией по согласованию размещения, строительства и реконструкции объектов в районе аэродрома Курган произведено согласование строительства жилых домов блокированного типа в пос. Лесной г. Кургана (л.д. 49). 07.03.2012 застройщиком сделан запрос в Росимущество о согласовании строительства указанных объектов капитального строительства в границах приаэродромной территории (л.д. 51, 52)
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Алексанян Н.П. в интересах Бабочкина М.С. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Поскольку обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены полно и правильно, меры по дальнейшему выяснению обстоятельств дела исчерпаны, постановление начальника УГАН НОТБ УФО Ространснадзора от 12.04.2012, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 25.07.2012, вынесенные в отношении Бабочкина М.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 25 июля 2012 г. отменить.
Постановление начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу от 12.04.2012 о привлечении Бабочкина к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 Кодекса РоссийскойФедерацииоб административных правонарушениях отменить.
Производство по административному делу в отношении Бабочкина прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора области или его заместителей в порядке надзора.
Судья М.Ю. Катаев